Форум » Все, обо всем, что летает... » Космос, люди, космическая техника... » Ответить

Космос, люди, космическая техника...

ars: Спутники ГЛОНАСС сгубили контрабандные детали 4 марта 2011 /AVIA.RU/ 4 марта, AVIA.RU – Спутники ГЛОНАСС дали сбой из-за того, что при их сборке использовались тайваньские микросхемы, не предназначенные для применения в космической технике, сообщает Утро.ru. По данным Генпрокуратуры РФ, производитель спутников - железногорское "ИСС имени Решетнева" - покупал контрабандные детали у фирм-однодневок. Микросхемы, примененные при сборке ГЛОНАСС, относятся к категории Industry, а в космических аппаратах разрешено использовать электрорадиоизделия категорий Space и Military. Тем не менее в 2007 г. железногорский разработчик их все-таки закупил, а разрешение на использование иностранных комплектующих оформил в Роскосмосе в 2009 г., когда спутники уже были на орбите. Генпрокуратура констатирует, что Роскосмос в должной мере не контролирует свои предприятия в плане качества выпускаемой ими продукции и не беспокоится, за кем сохранится интеллектуальная собственность. В итоге права на объекты, создаваемые по госконтрактам, регистрируются предприятиями-изготовителями, добавляет издание. Напомним, 5 декабря 2010 г. три спутника "Глонасс-М" после неудачного старта затонули в несудоходном районе Тихого океана в 1,5 тыс. км северо-западнее Гонолулу. Дмитрий Медведев поручил главе контрольного управления администрации президента Константину Чуйченко и генпрокурору Юрию Чайке проверить расходование средств на программу ГЛОНАСС и "представить ему предположения об ответственности лиц, причастных к происходящему". "Детские ошибки", по словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, только по одному неудачному запуску стоили России более 2,5 млрд рублей.

Ответов - 85, стр: 1 2 3 4 5 All

Evgen.85: В США запустили второй космический беспилотник Комментарии Мне сверху видно все 08.12.2010 Американский орбитальный самолет вернулся на землю В США с космодрома на мысе Канаверал успешно запущен второй образец орбитального беспилотного самолета X-37B. Об этом в воскресенье, 6 марта, сообщается на сайте концерна-разработчика ракеты Atlas 5, выведшей самолет на орбиту, United Launch Alliance. Согласно заявлениям ВВС Соединенных Штатов, с помощью второго X-37B будут отрабатываться сенсорные приборы и системы спутников, передает Associated Press. Полет космического беспилотника, как сообщается, распланирован с учетом данных, которые удалось получить во время первой миссии X-37B. Она продолжалась с апреля по декабрь в 2010 году. Тем не менее, официальных сведений о том, какие данные были получены в ходе первой миссии, нет. Неизвестно также и основное назначение X-37B. Представители ВВС, комментируя первый полет, заявили лишь, что он стал "колоссальным достижением" и доказал способность США успешно выводить экспериментальные аппараты на орбиту и возвращать их на Землю. Создавать X-37 в США начали в 1950-х годах, однако в фазу испытаний проект вступил только в 1986 году. Согласно официальным заявлениям, цель создания аппарата - вывод грузов на орбиту, однако эксперты не раз высказывали предположение, что X-37 станут использовать в качестве разведчика.

asroma: Вчера по ящику был сюжет об испытании ракетного двигателя, который планировался для лунной миссии СССР, для РН Н-1. Когда амеры высадились на Луне, ЦК КПСС закрыл лунную программу и дал ЦУ ликвидировать весь задел по ней, так вот, Главный конструктор Н.Д. Кузнецов на свой страх и риск приказал закопать около 30 готовых движкоа НК-33 на территории завода в Куйбышеве. Так вот, недавно эти движки выкопали, расконсервировали, и провели стендовое испытание одного из них. Движок отработал тройной штатный ресурс (280 секунд, кажись, вместо 80), подвтвердив свое прекрасное качество. КБ Кузнецова планирует теперь использовать "старинные" двигатели в современных ракетах-носителях. Умели в свое время проектировать... Для справки: О высокой надежности двигателя НК-33 говорят также следующие данные: - общая наработка к 1974 г составила более 180 000 с; - технический ресурс достиг 1200 с, что соответствует десяти полетным циклам РН Н1; - получен гарантированный ресурс 600 с при пяти пусках; - подтверждена вероятность безотказной работы равная 0,996; - по программе отработки форсированного варианта двигателя (индекс "СА") было проведено более 40 стендовых испытаний с суммарной наработкой около 8000 с, в которых двигатель работал с тягой 185…190 тс в течение почти 150 с. Таких показателей к 1974 г. не имел ни один кислородо-керосиновый ЖРД в мире, да и сейчас они соответствуют современному уровню развития ракетного двигателестроения. Двигатель НК-33 Разработчик ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова Предприятие-изготовитель ОАО Моторостроитель Тяга R3/Rп, тс 154/167 Удельный импульс Iуд.з./Iуд.п., с 297/331 Давление в камере, кг/см2 148,3 Масса (сухая), кг 1247 Удельная масса, кг/тс 8,1 Применение 1 ст. РН Н1, К-1, "Ямал" Обыватели и непрофессионалы, интересующиеся историей проекта Н1-Л3, ссылаясь то на В.П. Глушко, то на Ю.А. Мозжорина, способствуют распространению мифа о принципиальной ненадежности ДУ первой ступени РН Н1, состоявшей из 30 ЖРД НК-33 (НК-15). На самом же деле принцип резервирования, т.е. возможность отключения ненормально (нештатно) работающих двигателей, позволял существенно повысить надежность системы "ракета - ДУ". Для этого нужно было довести до высокого совершенства диагностические системы, контролирующие параметры двигателей, которые вскоре были созданы и в США, и в СССР, но в это время уже не было самой ракеты Н1: приказом нового главного конструктора ОКБ-1 вся материальная часть летного комплекта № 8Л, находившаяся на космодроме Байконур, и задел были геростратовски уничтожены. Новому поколению создателей ракетно-космической техники уже не удастся увидеть русское чудо - лунный комплекс Н1-Л3. Однако инициаторам "прогрессивного" решения не удалось уничтожить двигатели НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31. Их сохранили на испытательной базе близ Самары. В новые времена ими заинтересовались американские космические круги, в результате чего сейчас подходит к завершению коммерческий проект, предусматривающий эксплуатацию двухступенчатого многоразового РН "Кистлер-1" (К-1), на первой ступени которого используются три ЖРД НК-33, а во второй - один ЖРД НК-43 (Центральный ЖРД НК-33 на первой ступени американского РН К-1 приобретает новое качество - полетную многоразовость: согласно циклограмме полета, отработав 120 с, двигатель через 20 с будет вновь запущен для отработки маневра, обеспечивающего возвращение ступени на землю). После закрытия проекта "Н1-ЛЗ" во многих отечественных ракетных КБ неоднократно пытались применить кузнецовские ЖРД НЕС-33 (НК-43) на перспективных РН различного класса и назначения. В период 1971-1975 гг. двигатели НК-33 рассматривались в качестве основных маршевых ЖРД для МКС "Подъем" (проект ЦСКБ) - предтечи американского проекта многоразового РН К-1. В настоящее время надежная перспектива использования ЖРД НК-33 заложена в национальной программе модернизации РН Р-7А. При головной роли РКК "Энергия" проектируется РН среднего класса "Ямал" со значительно повышенной грузоподъемностью (12 т вместо 7,2 т). В центральном блоке этого РН будет использован ЖРД НК-33 из партии готовых товарных двигателей, что значительно снизит суммарные финансовые затраты на производство. По словам президента и генерального конструктора РКК "Энергия" Ю.П. Семенова РН "Ямал" будет конкурентноспособен на мировом рынке коммерческих услуг и, возможно, заменит РН "Зенит" и "Союз". Вот так драматично к концу XX века сложилась судьба кузнецовского двигателя НК-33 - замечательного достижения отечественной авиакосмической науки и техники. Следует отметить, что многоразовый кислородо-керосиновый ЖРД НК-33, прошедший комплекс сертификационных испытаний для пилотируемых РН, уже в настоящее время впервые в мире готов к эксплуатации по техническому состоянию, т.е с использованием принципов обеспечения ресурса и контролируемой надежности, применяемых в авиации.

Evgen.85: Российская система получения кислорода вышла из строя на Международной космической станции (МКС), угрозы жизни космонавтам нет, передает "Интерфакс-Украина" со ссылкой на Национальное аэрокосмическое агентство США. По информации агентства, система "Электрон-ВМ", установленная в модуле "Звезда", неожиданно выключилась 4 марта, когда экипаж МКС уже отправился спать. NASA отмечает, что специалисты подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) вместе с космонавтами пытаются решить возникшую проблему. Рассматривается вариант замены жидкостного блока на запасной, который имеется на борту. В ЦУП подтвердили проблемы в работе системы "Электрон-ВМ". "Частые сбои в ее функционировании были зафиксированы еще несколько дней назад", - сказал собеседник агентства. В свою очередь источник в российской ракетно-космической отрасли сказал, что отказ системы "Электрон-ВМ" не представляет угрозы жизни космонавтам на МКС. По его словам, на американском сегменте станции имеется аналогичная система получения кислорода OGS. Кроме того, кислород можно взять с шаттла "Дискавери", пристыкованного к МКС, или из баллонов российских грузовых кораблей "Прогресс М". Наконец, отметил собеседник, кислород также можно получить путем сжигания твердотопливных источников кислорода, запас которых имеется на станции. На МКС совершает полет интернациональный экипаж 26-й длительной экспедиции. В июле прошлого года на американском сегменте МКС вышел из строя российский туалет, в связи с этим астронавты NASA стали чаще залетать на российскую половину. Это сложнейшее инженерное устройство до этого уже несколько раз выходило из стоя: в трубопроводах периодически появлялись пузырьки воздуха, которые блокировали систему.


Evgen.85: Работоспособность российской системы получения кислорода "Электрон-ВМ" на Международной космической станции (МКС) восстановить пока не удается, сообщает Национальное аэрокосмическое агентство США. По информации агентства, в ночь на воскресенье система вновь вышла из строя. Специалистам подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) вместе с российскими космонавтами пришлось заняться поиском неисправности. Одним из вариантов решения проблемы предлагается замена жидкостного блока на запасной, который имеется на борту. Ранее сообщалось, что "Электрон-ВМ", установленный в модуле "Звезда", неожиданно выключился в ночь на пятницу, когда экипаж МКС уже отправился спать. В ЦУП "Интерфаксу" подтвердили проблемы в работе системы. "Частые сбои в ее функционировании были зафиксированы еще несколько дней назад", - сказал собеседник агентства. NASA также сообщает, что космонавтам удалось восстановить работоспособность российской системы удаления углекислого газа "Воздух", которая из-за перегрева насоса отказала в ночь на субботу. Экипаж снял шумопоглощающую подкладку, и система снова заработала, но в ручном режиме, позволяющем контролировать ее тепловыделение. Кроме того, агентство отмечает, что в субботу астронавтами был установлен фильтр воды в американской системе получения кислорода OGS. Он позволит снизить кислотность воды, которая мешала системе функционировать штатно последние полгода. NASA также сообщает, что была полностью восстановлена работоспособность американской системы удаления углекислого газа CDRA, установленной в модуле Destiny. Было обнаружено и устранено короткое замыкание в основном нагревателе системы. Аналогичная установка CDRA в модуле "Транквилити" работает штатно после ремонта, произведенного в начале марта. В свою очередь источник в российской ракетно-космической отрасли сказал, что неработоспособность системы "Электрон-ВМ" не представляет угрозы жизни космонавтам на МКС. По его словам, на американском сегменте станции имеется аналогичная система получения кислорода OGS. Кроме того, кислород можно взять с шаттла Discovery, пристыкованного к МКС, или из баллонов российского грузового корабля "Прогресс М" и европейского грузового корабля ATV-2. Наконец, отметил собеседник, кислород также можно получить путем сжигания твердотопливных источников кислорода, запас которых имеется на станции. На МКС совершает полет интернациональный экипаж 26-й длительной экспедиции в составе американцев Скотта Келли (командир) и Кэтрин Коулман, россиян Александра Калери, Олега Скрипочки и Дмитрия Кондратьева и итальянца Паоло Несполи. Кроме того, на борту станции находится экипаж шаттла Discovery: Стивен Линдси, Эрик Боу, Элвин Дрю, Стивен Боуэн, Майкл Барратт и Николь Стотт.

Evgen.85: Спутник GOCE закончил сбор данных, необходимых для определения формы Земли. Об этом сообщается в пресс-релизе Европейского космического агентства (ESA). Аппарат GOCE (Gravity field and steady-state Ocean Circulation Explorer - спутник для исследования гравитационного поля и постоянных океанических течений) с чрезвычайно высокой точностью измерял гравитационное поле планеты при помощи трех пар акселерометров, которые определяют проекцию ускорения свободного падения на три перпендикулярные оси. На основании полученной спутником информации специалисты смогут воссоздать точные очертания Земли, которая является геоидом, однако несовершенным. Именно эти несовершенства ученые смогут учесть, используя собранную GOCE информацию. Знание точной форму Земли необходимо исследователям, в частности, для того, чтобы прогнозировать изменения уровня океанов из-за таяния льдов, вызванного ростом температур, а также для того, чтобы составлять максимально адекватные карты океанических течений. Разработанный специалистами ESA спутник GOCE был выведен на орбиту 17 марта 2009 года российской ракетой-носителем "Рокот", которая стартовала с космодрома Плесецк. Топливом для двигателя аппарата является газ ксенон - его молекулы ионизируются при помощи электрических разрядов (энергия для их генерации поступает от солнечных батарей) и под воздействием магнитного поля направляются в сопло. В итоге получается небольшая, но стабильная тяга - такой режим движения минимизирует погрешности, вносимые в работу акселерометров. В ноябре 2010 года ESA приняло решение продлить миссию GOCE до конца 2012 года, так как спутник находится в хорошем состоянии, и, кроме того, расход топлива оказался даже меньше, чем планировали ученые.

Evgen.85: Шаттл "Дискавери" отстыковался от Международной космической станции. После того, как космический челнок совершит один облет вокруг МКС, он начнет путь на Землю. Об этом сообщается в пресс-релизе NASA. "Дискавери" отделился от станции в 15:00 по московскому времени. Посадка челнока в космическом центре Кеннеди в штате Флорида намечена на среду, девятое марта, на 19:58 по московскому времени. Миссия шаттла в общей сложности продлится 13 дней - изначально планировалось, что ее продолжительность будет на сутки меньше, однако во время пребывания астронавтов на борту МКС ее решили продлить. Дополнительное время экипаж шаттла посвятил работам с грузовым модулем "Леонардо", который "Дискавери" доставил на орбиту - отныне он будет использоваться в качестве дополнительного отсека станции. За время миссии астронавты совершили два выхода в открытый космос. Нынешний полет станет 39-м и последним в карьере "Дискавери". Изначально старт челнока был запланирован на первое ноября 2010 года, но потом запуск несколько раз откладывали - сначала из-за плохой погоды на космодроме, а потом из-за обнаруженных в обшивке челнока трещин. NASA сворачивает программу шаттлов - последний челнок должен отправиться в космос в апреле 2011 года.

asroma: В онлайне полет и его завершение можно смотреть по Инету: http://www.ustream.tv/channel-popup/nasa-hd-tv Красиво!

Evgen.85: Вот так вот................. Cпутники «Глонасс» делают из некондиционных и контрабандных деталей, утверждает Генпрокуратура Четыре спутника «Глонасс» отказали из-за того, что при их сборке использовались тайваньские микросхемы, в принципе не предназначенные для применения в космической технике. Производитель спутников «Глонасс» - «ИСС имени Решетнёва» - приобретал контрабандные детали у подозрительных фирм-однодневок. Эти и другие достижения создателей отечественной навигационной системы описаны в материалах (Представление об устранении нарушений законодательства в ходе реализации ФЦП «Глобальная навигационная система») Генпрокуратуры РФ, оказавшихся в распоряжении «Маркера». Как «пилят» бюджет ГЛОНАСС «Распил» денег, выделенных государством на создание навигационной системы, начинается с конкурсов за право выполнить работы в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система». Эти конкурсы носят формальный характер, констатирует Генпрокуратура. Такой вывод проверяющие сделали, сопоставив объемы финансирования работ, предусмотренные в программе, с начальными ценами объявленных тендеров и суммами заключенных контрактов. Все цифры совпали. Таким образом, механизм конкурсов в случае с ГЛОНАСС бесполезен: заранее известный победитель требует максимальную цену и получает контракт. Чтобы обосновать максимальную цену, в смету забивают все, что относится к работам по ГЛОНАСС, и по возможности то, что не относится. К примеру, «ИСС имени Решетнёва» (ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва») уличили в том, что компания неправомерно включила в стоимость работ приобретение и монтаж производственного оборудования на 84,36 миллионов рублей. Хорошим подспорьем в деле максимизации затрат служат схемы с использованием фирм-однодневок — они ввозят комплектующие и продают их производителям по завышенным ценам. Эту технологию «Решетнёв» освоил давно, утверждают прокуроры. «В ОАО „ИСС имени Решетнёва“ выявлен факт приобретения у фирм-однодневок и использования при изготовлении спутников импортных комплектующих, ввезенных в Россию контрабандным путем», — говорится в представлении Генпрокуратуры. Тут же приведен пример: несколько лет «Решетнёв» покупал у организаций, зарегистрированных на подставных лиц, перфорированные сотовые заполнители из алюминиевой фольги. При том что единственным производителем таких изделий является украинская компания «НПП НИТОМ». Из-за чего отказывают спутники Неисправности космических аппаратов «Глонасс» № 24, 26, 27 и 28 на орбите произошли из-за нарушения функционирования тайваньской микросхемы, сообщает Генпрокуратура. В этом нет ничего удивительного, поскольку эти микросхемы сделаны не для использования в космосе. Они относятся к категории Industry, тогда как в космических аппаратах разрешено использовать электрорадиоизделия категорий Space и Military. Но разработчик системы ГЛОНАСС РКС (ОАО «Российские космические системы» решил, что сойдут и такие) — в 2007 г. он закупил их для спутников. А разрешение на использование иностранных комплектующих в аппаратах «Глонасс» оформил в Роскосмосе в 2009 г., когда спутники уже были на орбите. В чем обвиняют Роскосмос Генпрокуратура констатирует, что Роскосмос не очень интересуется деталями создания российской навигационной системы. «Роскосмос ненадлежащим образом исполняет функции государственного заказчика — координатора федеральной целевой программы, — говорится в материалах. — Расходуя значительные средства из бюджета, Роскосмос не обеспечивает в должной мере защиту экономических интересов РФ». Так, Роскосмос не проводит расчетов, обосновывающих начальные цены, указанные в конкурсной документации при размещении госзаказов по ГЛОНАСС. Также Генпрокуратура утверждает, что Роскосмос в должной мере не контролирует свои предприятия в плане качества выпускаемой ими продукции: «Материалы организованных предприятиями метрологических экспертиз и методик испытаний техники в Роскосмосе отсутствуют, что ставит под сомнение точностные характеристики и параметры изделий. Тем не менее работы без материалов метрологической экспертизы Роскосмосом принимаются и оплачиваются». Роскосмос не заботится о том, кому достаются результаты интеллектуальной деятельности, полученные по итогам работ в рамках ФЦП по ГЛОНАСС. По закону Роскосмос должен следить за тем, чтобы интеллектуальная собственность сохранялась за государством. Но на деле, как установили сотрудники Генпрокуратуры, Роскосмос этим не занимается. В результате права на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые по госконтрактам, регистрируются предприятиями-изготовителями.

Evgen.85: NASA: российский генератор кислорода на МКС снова работает, но сломалась беговая дорожка Российская система получения кислорода "Электрон-ВМ" заработала на борту Международной космической станции (МКС), сообщает Национальное аэрокосмическое агентство США. По информации агентства, в субботу российский космонавт Александр Калери при поддержке специалистов подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) включил кислородный генератор, который не функционировал неделю. NASA также отмечает, что на российском сегменте станции с прошлой среды не работает американская беговая дорожка TVIS. Она неожиданно выключилась, когда Калери собирался заняться ежедневной пробежкой. Как сообщалось, в ночь на 6 марта система "Электрон-ВМ", установленная в модуле "Звезда", вышла из строя. Российским космонавтам вместе со специалистами на Земле пришлось заняться поиском неисправности. Одним из вариантов решения проблемы предлагалась замена жидкостного блока на запасной, который имеется на борту. Американская беговая дорожка TVIS расположена в российском модуле "Звезда", эксплуатируется Россией, но за ее обслуживание, в том числе поставку запасных частей, отвечает американская сторона. На американском сегменте МКС имеется усовершенствованная американская беговая дорожка T2, носящая имя известного американского актера Стивена Кольбера. Тренажер находится в модуле "Транквилити" и на нем, в основном, занимаются спортом астронавты, живущие в американском сегменте. Руководитель пресс-службы подмосковного ЦУП Валерий Лындин ранее сообщил "Интерфаксу", что на российском сегменте МКС нет российской беговой дорожки, поэтому космонавты занимаются спортом на американской дорожке TVIS. "Но она постоянно ломается, и россиянам приходится совершать регулярные пробежки на тренажере американского сегмента", - добавил он. На МКС совершает полет интернациональный экипаж 26-й длительной экспедиции в составе американцев Скотта Келли (командир) и Кэтрин Коулман, россиян Калери, Олега Скрипочки, Дмитрия Кондратьева и итальянца Паоло Несполи.

ars: Юбилейный запуск корабля "Гагарин" перенесен по техническим причинам Запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз ТМА-21", запланированный на 30 марта, перенесен по техническим причинам. Соответствующее решение приняла коллегия Федерального космического агентства (Роскосмос). Как рассказал РБК источник в Роскосмосе, запуск, скорее всего, состоится после 7 апреля, накануне Дня космонавтики, который отмечается 12 апреля. В Роскосмосе уточнили, что в космическом корабле возникли проблемы с блоком связи "Квант В", в котором вышел из строя конденсатор. Стоит отметить, что на юбилейный запуск, приуроченный к 50-летию со дня первого полета человека в космос, были приглашены много гостей как из России, так и из-за рубежа. В честь этого события космический корабль был назван именем Юрия Гагарина. При этом глава Роскосмоса Анатолий Перминов еще в конце прошлой недели заявлял, что технических проблем нет, и пожелал космонавтам успеха. На "Союзе ТМА-21" должны полететь командир пилотируемого корабля Александр Самокутяев, бортинженер Андрей Борисенко и астронавт NASA Рональд Гаран. Оба россиянина впервые отправятся в космос, а американец в 2008г. летал на шаттле Discovery на МКС и провел в космосе 13 суток. В дублирующий состав входят россияне Антон Шкаплеров (командир), Анатолий Иванишин (бортинженер) и американец Дэниел Бербэнк (бортинженер). Читать полностью:http://top.rbc.ru/society/14/03/2011/558886.shtml

asroma: Российские корабли «Союз» будут доставлять астронавтов NASA на МКС по крайней мере до 2016 года 15 марта 2011 г., Aviation Explorer – Российские корабли «Союз» будут возить астронавтов NASA и агентств-партнеров на Международную космическую станцию по крайней мере до 2016 года, сообщает Роскосмос. AEX.ru Соответствующее дополнение к контракту подписали накануне Федеральное космическое агентство России и космическое ведомство США. Очередное дополнение к контракту между Роскосмосом и NASA по программе МКС, действующее с начала 2014 года по июнь 2016 года, предусматривает доставку на МКС и возвращение на Землю российскими кораблями 12-ти астронавтов длительных экспедиций, а также проведение их подготовки к полету, обеспечение летных операций, поиска/спасания при возвращении на Землю. В дополнение, будет осуществляться доставка (около 50 кг на человека) и возвращение (примерно 17 кг на человека) грузов. Кроме того, российская сторона взяла на себя обязательство по удалению отходов из расчета 30 кг на человека. Напомним, что в связи с завершением программы «Спейс шаттл» ротация экипажей МКС обеспечивается российскими «Союзами». Какие американские космические корабли и когда заменят шаттлы, пока не ясно. В создании космических транспортных средств руководство NASA делает ставку на коммерческие компании.

Evgen.85: Спутники будут предсказывать землетрясения и катаклизмы Лучшие умы России и Великобритании работаю над проектом TwinSat, который позволяет заранее предсказывать землетрясения и другие стихийные бедствия. Спутники, который будут работать на околоземной орбите (на расстоянии в 400 км) смогут собирать и анализировать исходящие от Земли электромагнитные импульсы. Находится они будут преимущественно над поверхностью самых опасных мест на Земле, таких как Камчатка и Исландия. Принцип действия проекта TwinSat основан на том, что перед каким либо серьезным стихийным бедствием, от Земли исходит электромагнитное излучение, которое по мнению разработчиков будет легче всего анализировать в вакууме, то есть в космическом пространстве. Так, в марте 2011 года подобные электромагнитные импульсы были зафиксированы перед землетрясением в Японии, но собрали и проанализировали их уже после трагедии. Запуск проекта предварительно назначен на 2015 год.

TOD: К 50-летию первого полета Не все знают, но первая пресс-конференция Космонавта N1 "с народом" прошла в пионерском лагере "Энергетик", расположенном под Москвой. Об этом событии рассказывает известный публицист Татьяна Копылова, которая была организатором и участником этой встречи. Читать:http://tvroscosmos.ru/frm/zhurnal/2011/0311_2.php

ars: Продолжается подготовка к запуску станции на Луну 25 марта 2011 /AVIA.RU/ 25 марта, AVIA.RU – Запуски автоматических межпланетных станций (АМС) «Луна-Ресурс» и «Луна-Глоб» для изучения полярных областей Луны планируются в 2013–2014 годах, сообщает Газета.ru. Об этом рассказал генконструктор Научно-производственного объединения имени Лавочкина Виктор Хартов. «В конце прошлого года по инициативе Российской академии наук проведена корректировка проекта «Луна-Глоб», в соответствии с которой в состав АМС теперь входят орбитальный аппарат и посадочный аппарат для мягкой посадки в приполярном районе Луны», – сказал он. «Работы по проекту «Луна-Ресурс» осуществляются в соответствии с согласованным графиком. В настоящее время запуск АМС запланирован на конец 2013 года», – отметил Хартов. Он добавил, что индийская сторона разрабатывает для проекта «Луна-Ресурс» орбитальный аппарат и мини-луноход и предоставляет ракету-носитель GSLV для запуска, а российская сторона создает посадочный аппарат, на котором будет размещен комплекс научной аппаратуры и индийский мини-луноход. НПО имени Лавочкина после разработает также аппараты для изучения Марса, Венеры, Меркурия и системы Юпитера.

TOD: 29 марта 2011 г., Aviation Explorer – На космодроме Байконур успешно завершились автономные и комплексные испытания грузового транспортного корабля "Прогресс М-10М", сообщает пресс-служба Роскосмоса. AEX.ru "Прогресс М-10М" перевезен из стенда в безэховую камеру, где пройдут проверку его радиосистемы, обеспечивающие стыковку космического грузовика с МКС. Корабль должен доставить расходные грузы, топливо и продукты питания общим весом в 2,5 тонны на Международную космическую станцию (МКС). Запуск ракеты-носителя "Союз-У" с грузовым транспортным кораблем "Прогресс М-10М" назначен на 27 апреля. http://www.aex.ru/news/2011/3/29/83754/

ars: Новое оружие России: Боевой космолёт. [BR]http://news.mail.ru/society/5532682/?frommail=1 Высота полета 90 километров, скорость 20 тысяч километров в час – таковы рабочие параметры разрабатываемого в ЦАГИ авиационного монстра. Мы продолжаем серию публикаций о новом оружии России, над созданием которого сейчас работают ученые. В первом материале, напомним, речь шла о «рельсотроне Арцимовича». Сегодня расскажем о еще одной интересной разработке. Недавно командующий космическими войсками России генерал-лейтенант Олег Остапенко заявил о том, что у нас ведутся работы по созданию беспилотного космического самолета многоразового использования. Это подтвердил главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин: «Естественно, ведутся. Мы не можем быть в обозе. Есть разработки, есть понимание, как это делать, есть технические решения». Нужно сразу подчеркнуть, что эти заявления были сделаны сразу после возвращения на землю американского беспилотного космического корабля X-37B, который провёл на околоземной орбите 225 суток. При этом задачи полета и ход их решения были глубоко засекречены спецслужбами США. Так что трудно сказать, чего больше в высказываниях российских военачальников: блефа или реальной информации? Вначале была «Спираль» Тема космического самолета, конечно, засекречена не только у американцев, но и у нас. Но кое-что просачивается в открытую печать и общие контуры проблемы можно вполне очертить. Однозначно известно, что в советское время в работах по созданию космического самолета мы поначалу были впереди США. В 1965 году все, что связано с «крылатой космонавтикой», было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна. Тема по созданию воздушно-орбитального самолета (ВОС) получила индекс «Спираль». Мало кто знает, что одним из руководителей проекта был космонавт № 2 Герман Титов. Впоследствии он рассказал мне в одном из своих последних интервью некоторые подробности. ВОС состоял из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение ОС и дальнейший разгон осуществлялся с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фторо-водородном топливе. При этом орбитальный самолет был пилотируемым (одноместным). Предусматривалось его использование в вариантах фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолета с ракетой класса «Космос-Земля». Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130 — 150 км. — Почему же эта программа не была завершена? – спросил я у Титова. Он ответил так: — Первый раз «Спираль» зачахла в 1970 году. Потому что военное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним — и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой «Шаттл», руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по «Бурану». Вернулись к «Спирали». Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. «Спираль» показала очень хорошие характеристики. Однако в дальнейшем разработчики пошли по пути «списывания» — перерисовали схему «Шаттла» и «создали» «Буран». В конце концов, и он был загублен из-за недостатка финансирования. США вырвались вперед В результате реформ в России (и, в частности, в нашей армии) мы потеряли преимущества в развитии космического самолетостроения. Вперед вырвались США. В 1999 году NASA совместно с компанией Boeing начали программу создания космического самолета X-37B. Стоимость разработки экспериментального космолета составила 173 миллионов долларов. Космолет создан с такими характеристиками: взлетный вес 4 989 кг, масса полезного груза 900 кг, время пребывания в космосе до 270 дней. Первый тестовый полёт — испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года. А 22 апреля 2010 года X-37B ушел в первый боевой полет. Боевой — в данном случае не метафора. Некоторые эксперты высказывают предположение, что за 225 суток, проведенные в космосе, космолет провел реальные пуски боевого оружия. Именно в это время был сбит российский военный спутник, что официально объяснили возможным попаданием в него метеорита. С X-37B даже связывают предполагаемое испытание над Россией нового климатического оружия – небывалая жара и засуха лета 2010 года. До сих пор руководство ВВС США не публикует никаких подробностей о целях и задачах полета X-37B. Принимая во внимание достаточный объем грузового отсека космического аппарата, можно предположить, что X-37B способен нести любую разведывательную аппаратуру и, безусловно, некоторые системы вооружения. Наблюдения, сделанные с помощью оптической аппаратуры, подтверждают высокую маневренность аппарата: за все время его нахождения на орбите было произведено четыре резких изменения траектории движении. Таким образом, аппарат может использоваться для перехвата и захвата вражеских спутников. Несмотря на столь явную боевую ориентацию аппарата X-37B, американские военные продолжают настаивать на том, что он является всего лишь летающей в космосе лабораторией. 3 декабря 2010 года Х-37В вернулся на Землю после семи месяцев полета. Посадка в автоматическом режиме была осуществлена на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США Ванденберг, расположенную северо-западнее Лос-Анджелеса (штат Калифорния). В ходе пребывания на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки, по официальной версии, в результате столкновения с космическим мусором. 4 марта 2011 года космолет США вновь отправился на боевую службу в космос. Программа полета и стоимость проекта опять засекречены. В печати зато появилось сообщение о том, что ВВС США дали компании Boeing заказ на изготовление второго образца X-37B, который будет готов в 2011 году и, вероятно, тут же полетит на орбиту. Российский ответ Что может противопоставить Россия, если не считать словесных «страшилок» командующего космическими войсками и главкома ВВС РФ? Недавно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии — активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут. В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели. Ранее ЦАГИ провел системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1). МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования. Зарубежные аналитики высоко оценивают возможности российского ВПК в этом отношении: технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует. «Основным российским технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, — считает американский эксперт по космосу Джим Оберг. — Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту, но сегодня они ослаблены реформами. Поэтому все зависит от политической воли руководства страны и вооруженными силами». А эта проблема, пожалуй, посложней технической, но будем надеяться, что и она преодолима.

asroma: Шаттл Endeavour повредила буря 01 апреля, 11:12 | Владимир АЗИН Ураган, обрушившийся на американский штат Флорида, повредил шаттл Endeavour, который готовится к старту на космодроме на мысе Канаверал. Об этом сообщили в NASA. Инцидент произошел еще в среду. В районе космодрома разразилась сильнейшая буря, порывы ветра достигали 144 км/час. Во время урагана несколько молний ударили рядом от стартовой площадкой. Позднее специалисты в ходе осмотра челнока обнаружили повреждения изоляции топливного бака. В NASA заявили, что нужно проверить все системы Endeavour, которые могли подвергнуться воздействию электрических разрядов от молний, однако этому мешает плохая погода. Вместе с тем в американском космическом агентстве заверили, что старт шаттла не будет перенесен. Там также сообщили, что пострадавших в результате шторма среди сотрудников космодрома нет. Американский штат Флорида оказался на этой неделе в эпицентре сразу нескольких торнадо и ливневых дождей. В результате сотни тысяч домов оказались без электроэнергии. Стихия разрушила одно из зданий на территории аэропорта города Тамп. Под завалами оказались по меньшей мере 70 человек. Впрочем, спасатели утверждают, что серьезно пострадавших людей нет. Напомним также, что последний полет Endeavour, который станет также предпоследним в истории программы Space Shuttle, намечен на 19 апреля. В начале марта в последнее путешествие к МКС отправился Discovery. А в конце июня к МКС стартует Atlantis, после чего челноки выведут из эксплуатации и программа завершится. На смену шаттлам должен прийти космический корабль Orion, но работы по его созданию затягиваются из-за проблем с финансированием. Пока МКС будут обеспечивать только "Союзы".

ars: Г.Гречко: Мы или полетим на Марс, или будем животными Он трижды летал к звездам за своей мечтой, выходил в открытый космос, а сейчас пытается найти доказательства того, что люди не одиноки во Вселенной. Космонавт Георгий Гречко рассказал в эксклюзивном интервью РБК о космических трудностях и будущем человечества – с высоты орбитальной станции и 80 лет его хорошо видно. "Это любимая работа, ты ее выбрал - или она тебя выбрала. Потому что это невероятно - нас молодых инженеров было человек 200, а отобрали 13. А мечта была у меня еще со школы", - улыбается космонавт. Эта его располагающая улыбка уже давно стала таким же брендом, как его героическое прошлое. А вот внук Г.Гречко космосом отнюдь не бредит. "Я хочу быть чемпионом мира по теннису", - говорит маленький мальчик Илья и показывает свою ракетку. - "Я уже хорошо играю. А космонавтом быть не хочу, это очень сложно". С фомкой к звездам "Первые дни в космосе немножко тяжеловато, некоторых космонавтов укачивает, но без тошноты, без рвоты - и это несмотря на жесточайший отбор, тренировки. Я знаю только одного человека, которому невесомость нипочем, – это Валерий Быковский – ему что невесомость, что на Земле. Первые часы в космосе трудно работать, давление крови в голове, такое впечатление, что тебя подвесили вверх ногами. Поэтому нельзя делать резких движений", - делится впечатлениями Г.Гречко. Одной из самых сложных задач для космонавта стал выход в открытый космос. Самому ему пришлось тоже не легко: "Мой скафандр был неиспытанный, поэтому возникли проблемы. Не открылся один баллон с кислородом, а у меня кислорода на шесть часов было - и полчасика потерялись. Значит, меньше времени работать. Это был нештатный выход. Выход надо делать сквозь специальный люк, у которого есть подножка, у которого есть куда встать снаружи, у которого есть медицинский разъем, чтобы врачи контролировали твое состояние и могли сказать: "Отдохни! Остановись!". А я выходил сквозь узел, потому что мне надо было его проконтролировать. Там люк запирается на мощные ролики, и если он раскроется, то конец и станции, и нам. Люк был предназначен для того, чтобы перейти из корабля в станцию, а к открытию в пустоту предназначен не был. И понимая, что будут трудности, мне дали фомку. Пошли в институт криминалистики и сделали копию самой лучшей фомки медвежатников, которой они сейфы вскрывали. Еще даже лучше, чем у них, потому что у них стальные, а у нас - титановые. Но даже эта фомка не открыла люк, мы по-русски вцепились в него и на "раз-два-взяли" этот люк сорвали, открыли и задумались, как он закрываться будет? Если он не открывался, это черт с ним, а если он не закроется, то и станции конец, и нам, скорей всего, тоже конец. Была такая песня: "Если ты повернешь назад, кто же пойдет вперед", а с другой стороны, в этой песне было сказано: "Если ты не вернешься назад, кто же пойдет вперед?". Мы пошли вперед - мы же испытатели", - продолжает он. Выход прошел нормально, однако открылись недостатки скафандра: "У меня ноги отмерзли - скафандр-то был неиспытанный, его испытывали на земле, а на земле ноги всегда работают, поэтому сделали достаточно сильное охлаждение ног. А в космосе ноги болтаются, работают только руки, и охлаждение настолько охладило мне ноги, что я перестал их чувствовать. И когда я снял скафандр, я первым делом схватил себя за ноги, есть у меня еще ноги или нет. Есть, но как ледышки. Я не знаю, откуда у нас на станции был коньяк, примерно по 7,5 г на сутки. И я десятидневную норму сразу выпил - и в спальный мешок. Вылезаю - ноги в порядке", - рассказывает Г.Гречко. Говоря о трудностях выхода в открытый космос, Г.Гречко восхищается подвигом Алексея Леонова. "Он выходил в демонстрационном скафандре: то, что сделал он, я не уверен, что сделал бы. После А.Леонова прошло 46 лет, и до сих пор никто не выходил так, как он в первом выходе. Алексей Архипович отпустил станцию и полетел на страховочном ремне. После него в космос выходили человек 100, в том числе и я, но мы не отпускали рук от станции - там специальные скобы есть, специальный страховочный фал. У А.Леонова на полчаса всего было кислорода, у него были трудности со входом - помогла смекалка, помогла физическая сила, помогло то, что он рассудок не потерял", - искренне восхищается космонавт. В космос летят не за деньгами, а за своей мечтой Но несмотря на все сложности, космос не отпускает человека, не дает ему заниматься другой работой. "Когда вернулся - ходить трудно, есть трудно, спать трудно. Думаю: "Все к чертовой матери, больше не полечу". Потому хоть и слабенькое, но все-таки лечение, отдых, какая-то работа, не связанная с полетом. Проходит несколько месяцев, и думаешь: "Ну ладно, может когда-нибудь еще раз". Потом еще несколько месяцев проходит, идешь к главному конструктору и спрашиваешь: "Почему вы до сих пор не планируете полет, не зовете меня?". Мы профессионалы, а говорят, что профессиональные навыки не пропьешь. В космосе ты делаешь по-настоящему мужскую работу, она трудная, она умная, ты с ней справляешься, испытываешь гордость за страну, гордость за себя. Что я пойду потом куда-нибудь младшим научным сотрудником ерундой заниматься или в дворники?" - удивляется космонавт. "Насильно никого в космонавты не загоняли. За первый полет, самый длительный в Советском Союзе, мне заплатили 5 тыс. рублей. А "Жигули" новые стоили 5 тыс., а "Волга" - 9. За второй полет, самый длительный в мире, мне заплатили 10 тыс. То есть в космос летят не за деньгами, а за своей мечтой, за своим призванием. А сейчас намного трудней задача, компьютеров там навалом, научные задачи сложные, продолжительные выходы в космос. Мы-то на полтора-два часа выходили, а сейчас по шесть часов работают. Единственно, морально им полегче, они уже знают, чего ждать. Я был 34-м космонавтом, я 30 раз слышал, что и как в полете. Ю.Гагарину было трудно, безумно трудно было А.Леонову, а мы уже шли проторенной дорожкой, нам было легче - и морально, и физически", - подчеркивает один из пионеров космонавтики. По мнению Г.Гречко, сейчас космонавтам сложнее работать, а платят им меньше: "Они получают за полет 1,5 млн руб., но это меньше, чем 5 тыс., потому что нам еще давали квартиру в Москве и автомобиль самый лучший по тем временам - "Волгу". А сейчас на 1,5 млн космонавт не купит квартиру в Москве и машину". Надо колонизировать Марс и готовиться к встрече с инопланетянами "Я считаю, что генеральное направление пилотируемых полетов - это Марс. Сначала на астероиды более короткие промежуточные полеты, а потом на сам Марс. Базз Олдрин, который вместе с Нилом Армстронгом первым ходил по Луне, говорит, что на Марс надо вообще лететь без возврата, надо колонизировать Марс, как когда-то Америку", - уверен Г.Гречко. Г.Гречко уверен, что даже если бы запретили лететь на Марс, все равно нашлись бы люди, которые полетели. Человек всегда преодолевает трудности, идет за горизонт. Вышел из пещеры - мало, переплыл реку - мало, с континента на континент перешел через Берингов пролив, через океан переплыл - опять мало, перелетел на одномоторном самолете Атлантический океан - снова мало. Человек потому и человек, что его все время тянет за горизонт. И тем самым расширяется горизонт для человечества. А животному если есть еда, тепло, самка рядом, больше ничего и не надо. Поэтому мы или остаемся людьми и полетим на Марс, или будем животными", - горит идеей Г.Гречко. По мнению знаменитого космонавта, на пути к покорению Марса осталась лишь одна трудность - радиация. "Надо научиться от нее защищаться, потому что на Земле нас защищает магнитное поле, которое отклоняет радиацию, а на Марсе или надо создавать мощное магнитное поле, или какие-то свинцовые убежища против радиации строить. Это вопрос денег. Сейчас человечество деградирует, безумствует, потому что больше половины бюджета каждой страны тратится на вооружение. А вооружение через два-три года устаревает, и опять новое делают. А зачем? Чтобы выбросить и через три года опять делать? И если из этих 50% бюджета хотя бы 2-3% взять, да еще и совместно, организовать международный полет на Марс - это будут небольшие деньги для человечества. Хватило бы и на здравоохранение, и на бездомных - на всех бы хватило, если бы не идиотизм наш", - возмущается он. "Мы делаем все более разрушительные и смертельно опасные средства нападения. Нам защищаться надо от цунами, от землетрясений, от вулканов, от астероидов, от сдвига плит, от перемены полюсов, от самих себя в конце концов. А мы все дурака валяем - пир во время чумы. Если нынешний темп разрушения сохранится, человечество уничтожит Землю, там, глядишь, будет ракета "Ноев ковчег" и там будет каждой твари по паре", - пессимистично настроен знаменитый космонавт. Однако Георгий Михайлович не умывает руки, а пытается найти выход: "Меня интересует, как возникла наша Солнечная система, там есть непонятные вещи. Меня интересует, как возникло человечество - тут тоже есть непонятные моменты. Я жду, что когда-нибудь прилетят настоящие летающие тарелки, а не те, на которых, якобы, увозят женщин, а потом они рожают от "пришельцев". Наверное, все же от пришельцев, только не из космоса". Пришельцев Г.Гречко пока не нашел, но уверен, что в ближайшие 50 лет человечество с ними встретится. Потому что нам очень нужна эта встреча. Сейчас и мир в дурацком положении, и Россия в тяжелом, но все равно выход есть, даже два - один фантастический, а другой реальный. "Реальный, что прилетят пришельцы и все наши проблемы решат, а фантастический, что мы сами справимся", - снова обаятельно улыбается космонавт, вселяя уверенность, что человечество все-таки не погибнет. 12 апреля 2011 г.

ars: Наш ответ — «Ангара» Юрий Бахвалов, Красная Звезда 20 апреля 2011 года В марте исполнилось 60 лет конструкторскому бюро «Салют» Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Об истории и перспективах предприятия рассказывает первый заместитель генерального конструктора ГКНПЦ имени М.В. Хруничева - начальник КБ «Салют» Юрий Бахвалов. Опытно-конструкторское бюро № 23 (впоследствии переименованное в КБ «Салют») было образовано в 1951 году под руководством выдающегося советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева. Одним из достижений ОКБ-23 стало создание в начале 60-х годов прошлого века нескольких типов тяжёлых стратегических бомбардировщиков М-4 и 3М, а также звукового стратегического бомбардировщика М-50. В 1957—1960 гг. в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана. В 1960 году ОКБ-23 было передано в Министерство среднего машиностроения и стало филиалом №1 по ракетно-космической тематике ОКБ-52 В.Н. Челомея. За прошедшие годы в КБ «Салют» разработаны и внедрены ракеты-носители, разгонные блоки, малые космические аппараты и модули для орбитальных станций «Мир» и МКС. Коллектив КБ проявил себя новатором на всех направлениях своей деятельности - в выборе проектно-конструкторских решений, методов экспериментальной отработки, технологий изготовления изделий. В настоящее время динамичное развитие ракетно-космической техники связано с максимально эффективным коммерческим использованием космического пространства и определяется усилением конкурентной борьбы на мировом рынке космических услуг между фирмами США, стран Западной Европы, Японии и Китая. Всё это требует от КБ «Салют» целеустремлённой работы одновременно во всех перспективных направлениях, проведения НИОКР по исследованию и проектированию конкурентоспособных образцов ракет-носителей (РН), разгонных блоков (РБ) и космических аппаратов (КА). Тем самым научно-технический и коммерческий интерес для КБ «Салют» представляет вся палитра задач, связанных с освоением космоса в интересах мирового прогресса. В августе 2011 года исполнится 5 лет со дня запуска с космодрома Плесецк ракетой-носителем лёгкого класса «Рокот» малого космического аппарата дистанционного зондирования земли «Монитор-Э». Тем самым подтвердила свою эффективность новая платформа для малых космических аппаратов, на базе которой начиная с 2004 года началось освоение спутников связи класса 1.000 кг. В КБ «Салют» выполнены работы по созданию и запуску КА «Казсат-1» в интересах Казахстана и «Экспресс-МД-2», созданного в рамках федеральной программы. Их назначение - ретрансляция потоков информации в системе спутниковой связи и вещания России и Казахстана. В настоящее время в отечественной космонавтике для выведения КА на геопереходные и геостационарные орбиты используется ракета-носитель «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» разработки ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. При запуске с космодрома Байконур масса аппаратов, выводимых на геостационарную орбиту ракетой-носителем «Протон-М» с «Бриз-М», составляет до 3,6 т. Масса полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту в интересах международных коммерческих программ, в настоящее время составляет до 6 тонн. В связи с этим для успешного решения поставленных жизнью задач в КБ «Салют» проводятся работы по дальнейшей модернизации характеристик системы выведения «Протон-М/Бриз-М», что позволит выводить на геопереходную орбиту космические аппараты с массой до 6,5 тонны без кардинальной переделки комплекса. На международном рынке наиболее стабильным и ресурсоёмким сегментом является предоставление пусковых услуг для запуска аппаратов на высокоэнергетические орбиты владельцами ракет тяжёлого класса. За последнее время мировой коммерческий парк пополнился новыми ракетами-носителями тяжёлого класса - «Ариан-5G», «Ариан-5ЕСА», «Ариан-5ЕСВ», а также «Атлас-V504, 505, 551», «Дельта-4» и «Дельта-4Н». По показателю «масса полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту» зарубежные РН тяжёлого класса в ближайшей перспективе могут иметь следующие характеристики: «Ариан» - от 6,0 до 12,0 т (в зависимости от назначения), «Атлас» - от 4,0 до 12,0 т; «Дельта» - от 4,0 до 13,0 т. Необходимость сохранения Россией приоритетных позиций по запуску тяжёлых КА связи на геостационарную и геопереходную орбиты требует принятия неотложных мер по развитию и модернизации отечественных средств выведения. В середине 90-х годов ХХ века для КБ «Салют» начался этап создания новой РН модульного типа, т.е. представляющей собой комплекс РН различной мощности с общим названием «Ангара». Переход к модульной конструкции ракет был вызван желанием минимизации объёмов наземной стендовой отработки за счёт сведения её в основном к отработке одного универсального ракетного модуля (УРМ), имеющего размерность РН лёгкого класса. Использование УРМ позволяет создавать на их основе ракеты-носители различных классов. Предельной по количеству блоков может быть ракета-носитель, состоящая из семи модулей, - «Ангара-А7». Учитывая возможность создания РН «Ангара-А7», предусматривается модификация разгонного блока с увеличенной заправкой до 27 тонн, что обеспечивает запуски на этом носителе на геостационарную орбиту космических аппаратов массой 7,6 тонны и на геопереходную орбиту массой 13 тонн. Сравнение энергетики РН «Ангара-А7» с модифицированным разгонным блоком с перспективными зарубежными РН тяжёлого класса повышенной грузоподъёмности - «Ариан-5ЕСА», а также «Атлас-V», «Дельта-4» и «Дельта-4Н», показывает, что даже при запуске с космодрома Плесецк она обеспечивает паритет по массе полезной нагрузки при запуске на наиболее востребованные высокоэнергетические орбиты.

ars: Изгнание "Сатаны" из армии. Конструкторы ядерных ракет спорят о будущем российских стратегических вооружений Минобороны готово начать финансирование работ по созданию новой тяжелой жидкостной стратегической ракеты, которая заменит стоящие на вооружении более 30 лет комплексы РС-20 "Сатана" и РС-18 "Стилет". О том, как создать новую ракету, корреспонденту "Известий" Дмитрию Литовкину рассказал почетный генеральный директор, почетный генеральный конструктор ОАО "ВПК "НПО Машиностроения", кандидат технических наук Герберт Ефремов. известия: Герберт Александрович, сейчас идет дискуссия о целесообразности решения о разработке новой жидкостной ракеты. Первый замминистра обороны Владимир Поповкин уверен, что ракета нужна, только с ней мы сможем уравнять ядерный потенциал с американцами. Конструктор твердотопливных комплексов "Тополь-М" и РС-24 "Ярс" Юрий Соломонов, напротив, говорит, что этот проект - напрасная трата средств, копирование технологий 30-летней давности... Герберт Ефремов: В чем опасность сегодняшнего положения? В новом Договоре о СНВ есть два определяющих параметра: это квота на число носителей (700 оперативно развернутых ракет и 100 еще на складах) и количество ядерных боеголовок (1550), которые могут быть на них развернуты. К сожалению, уже сейчас, а не через 7 лет, как предписано договором, мы не будем иметь такого количества ракет. По состоянию на декабрь 2010 года в составе стратегических сил России находится 611 стратегических носителей, способных доставить 2679 ядерных боезарядов, из которых две трети к 2020 году будут списаны по старости. Проблему не решает и производство твердотопливных ракет "Тополь-М" и "Ярс" - на них стоит 1-3 боеголовки. У нас нет в достаточном количестве новых подводных лодок проекта 955 типа "Борей" с межконтинентальной баллистической ракетой "Булава". Старые корабли, которые мы подремонтировали, в основном стоят на базах. Если мы говорим о нанесении ответно-встречного ядерного удара, то нужно считать только те лодки, которые находятся в глубинах моря. А не те, которые у нас на базах. Склады ракет - это легкие мишени для любого "Томагавка". Вот в этой ситуации конструктор твердотопливной техники Юрий Соломонов говорит: единственное, что имеет право на существование, - это твердотопливные ракеты. Но надо понимать, что все последние 50 лет основой нашей стратегической ядерной триады - и на земле, и в воздухе, и на море в подводных лодках - были жидкостные ракеты. Именно они сегодня определяют устойчивость наших стратегических ядерных сил. и: Хорошо. Тогда объясните суть спора. Соломонов уверен, что твердотопливная ракета надежна, экологически безопасна, а главное - летит по такой траектории, что ее трудно перехватить средствами ПРО противника. Чем ваши жидкостные лучше? Ефремов: В этом споре главное - найти оптимальный состав будущей группировки наших стратегических ракет. Понять принцип ее применения. Здесь надо понимать, что ни о каких ядерных ударах первыми речь идти не может. Это абсолютное самоубийство. Это прописано во всех наших доктринальных документах. В вопросах ядерного сдерживания мы можем планировать только нанесение ответного ядерного удара. При этом мы должны иметь достаточный состав наших стратегических ядерных сил, что называется, на все случаи жизни. В современных условиях только стратегические ядерные силы в полной мере способны обеспечить целостность нашей территории, сохранение ее природных богатств. Надо понимать, что противник может возникнуть вдруг. Одновременно на севере, юге, западе и востоке. Так, что 1,5 тысячи ядерных блоков становятся тем самым неприкосновенным запасом, который нам гарантирует безопасность. Если мы пойдем по пути развития группировки, предлагаемой "твердотопливниками", то ни к 2020-му, ни позже такого количества ядерных блоков мы иметь не будем. и: И все же... Какие ракеты нам надо делать? Ефремов: Первый довод наших "твердотопливных" оппонентов состоит в том, что наши тяжелые жидкостные ракеты стоят в шахтах. А эти шахты очень легко поражаются теми же ядерными боеголовками или обычными крылатыми ракетами (по российско-американскому Договору о СНВ координаты всех наших шахт были переданы американцам, их - нам. - "Известия"). Причем вероятность уничтожения ядерным блоком нашей шахты составляет чуть ли не 90%. Об этом, к примеру, говорит очень уважаемый генерал - бывший начальник 4-го НИИ Минобороны Владимир Дворкин. Его институт как раз изучал возможности и последствия применения ядерного оружия. Но он лукавит. Вероятность поражения ракетной шахты считается несколько по иной методике. Потом есть данные натурных испытаний, подтверждающие, что уничтожить ракету в шахте далеко не так просто, как говорит Дворкин. Мы это проверили еще в 80-х годах на Семипалатинском полигоне в ходе серии экспериментов под кодовым названием "Аргон". На полигоне были специально построенные пусковые установки всех типов наших шахтных ракет. В них поставлены сами машины. Их дважды испытывали натурными ядерными взрывами. В третий раз пытались поразить обычной взрывчаткой, эквивалентная мощность взрыва которой соответствовала ядерному. В шахтах даже краска не посыпалась. А ракеты потом были успешно запущены. Я могу авторитетно заявить: для эффективного поражения шахтных ракет нужно подорвать боеприпас не в сотне метров от шахты, а в десятке. Технически это невыполнимо. Если же говорить о высокоточном оружии, то точность его действия должна быть еще выше. Но тут надо учитывать, что шахты находятся в глубине нашей территории и у нас есть технические средства, способные помешать этому. и: Но твердотопливные ракеты более безопасны, в том числе и в экологическом плане... Ефремов: Согласен. В жидкостных ракетах используются опасные отравляющие вещества: гептил и амил. Об этом говорят и академик Алексей Арбатов, и тот же генерал Дворкин. Но они-то должны знать о том, что в СССР, а теперь в России накоплен 50-летний опыт хранения и эксплуатации таких ракет. Все они стоят в хорошо защищенных наших шахтах, охраняемых от террористов и даже воздействия внешних условий. Все комплексы четвертого поколения имеют ампулизированные топливные баки. Их заправляют один раз при постановке в шахту на боевое дежурство или на заводе-изготовителе. Все почему-то молчат о том, что в год у нас запускается 10-15 ракет-носителей "Протон", топливом для которых служат все те же гептил и амил. В каждой из них, между прочим, его по 600 тонн. А ракеты-носители "Днепр", которые имеют 2-4 пуска в год? В каждой из них 200 тонн. Такое нагнетание страстей рассчитано на слабонервных. У нас же есть масса химических производств, на которых люди работают с еще более опасными веществами, - и ничего. Мы когда-то решили вопросы безопасности, создав ампулизированные ракеты. Их четвертое поколение имеет такие высокие качества, что можно говорить о верхе совершенства в этой области. Все это перевозится, запускается, и даже падения случаются. Но вот боевые ракеты... Если послушать Юрия Соломонова, то почему-то жидкостные не вписываются в развитие наземной группировки стратегических сил. При этом он скромно умалчивает об уязвимости наших мобильных твердотопливных ракетных комплексов "Тополь-М". Современное твердое топливо - это та же взрывчатка. Оно весьма чувствительно даже к выстрелу стрелкового оружия. и: Но у Соломонова есть и другой аргумент. Твердотопливные ракеты лучше проходят систему ПРО противника. В то же время жидкостные делают это хуже, а значит, высока вероятность их перехвата... Ефремов: Как панацею от всех пэрэошных дел они выдвигают аргумент о так называемой короткой траектории полета твердотопливных ракет. То есть машина стартует быстрее. Быстрее достигает области разведения блоков, что затрудняет ее обнаружение и перехват. Надо сказать, что все не так однозначно. Разница между "коротким" и "длинным" (как у жидкостных ракет) участками траектории не так уж и велика. Здесь важно не столько время разведения, сколько возможность маневрирования. Этот показатель у жидкостных ракет несоизмеримо выше, чем у твердотопливных. Надо учитывать и то обстоятельство, что если будет создана действительно работающая система ПРО, то разведение по так называемой технологии "автобусом" 6-10 блоков будет осуществляться за очень короткое время. Не в варианте группового "рассыпания" блоков, о чем говорит Юрий Соломонов, а тем самым "автобусом" с развозом по несколько иному алгоритму выбора целей на территории противника. Соломонов против "автобуса". Он уверен, что будущее за блоками с индивидуальным наведением. Это значит, что у каждого из них будет своя система управления. В определенный момент они как бы разбегаются в разные стороны по принципу толпы, что затрудняет их перехват, и после этого уже летят каждый к намеченной цели. Это означает, что каждый из них должен иметь свою высокоточную систему управления, чтобы не потерять точность, если она нужна. Иметь собственную двигательную установку с запасом топлива. К каждому еще нужен и набор технических средств преодоления ПРО. "Автобус" - он для всех блоков общий, гибкий: система наведения, топливо, средства преодоления ПРО. Стоит вспомнить, что предложенный Соломоновым вариант когда-то, на заре нашей юности, в 60-х годах, был рассмотрен и отклонен. Отклонен потому, что он требует в полтора раза больше затрат по массе, да еще и влечет за собой потерю гибкости в преодолении противоракетной обороны. Такое решение можно реализовать только на ракетах с большим забрасываемым весом, то есть тяжелых жидкостных. Именно тех, с которыми так упорно борются наши "твердотопливники". и: Есть и еще аргумент: новая ракета будет стоить очень дорого, а средства, потраченные на нее, пойдут в никуда, поскольку она будет копировать технологии 30-летней давности? Ефремов: Смотря как к этому процессу подходить. Я согласен с генералом Дворкиным, который говорит: если вы в это дело встрянете, то погрязнете в разработчиках. Но так произойдет, если этот процесс строить нерационально (как это делалось в случае с "Булавой"). Действительно, на доработку может уйти 15 лет. Повторюсь: если сегодня строить только твердотопливные ракеты, несущие на себе 1-3 ядерных блока, то мы к 2020 году физически не выполним квоту в 1,5 тыс. боеголовок. Не надо создавать "кормушку", втягиваясь в длительный процесс разработки суперракеты с завышенными характеристиками, с непомерными требованиями к ее боевому оснащению. Не надо создавать десятки ее вариантов и при этом требовать огромное количество денег. Руководство страны призывает нас к тому, чтобы мы рационально распоряжались выделяемыми на создание СЯС средствами. Юрий Семенович сам говорит о критерии "эффективность-стоимость". В этом контексте могу сказать, что стоимость одной тяжелой ракеты будет незначительно превосходить РС-24 "Ярс". К примеру, стоимость гептила и амила в 30 раз ниже, чем топлива твердотопливных ракет. Его производством занимается огромный коллектив смежников - малых фирм. Их 5-6 десятков. Гептил и амил производят как попутный продукт химического производства. И эти предприятия никогда не закроют, ведь они производят огромную массу другой химической продукции. Боевое оснащение для этих ракет уже есть. На них можно разместить по 10 мощных или 15 средних ядерных блоков. и: Но ведь есть еще и сроки разработки, производства. Как я понимаю, та же "Булава" давно "выбилась" из ранее намеченного графика? Ефремов: Если идти по пути создания чего-то принципиально нового, то "растяжка" по времени может быть еще "длиннее", чем это произошло с "Булавой". Но есть другой вариант. Правда, по нему мне пока не удается найти союзников. Его суть в сохранении шахт снимаемых с вооружения ракет РС-20 "Сатана" - их 58 штук. С этих же ракет нужно взять две первые ступени. Я это специально подчеркиваю: именно первые две. Их просто надо "повторить". Как когда-то Иосиф Сталин заставил Андрея Туполева скопировать американский бомбардировщик "Летающая крепость" - вплоть до маркировок и технических обозначений на английском языке. Не надо отходить от того, что надежно служит и хорошо себя показало. Первые две ступени не определяют боевых свойств ракеты. Они определяют только энергетику во время запуска, влияют на выведение полезной нагрузки. Все это можно сделать экономически выгодно в кооперации с украинским КБ "Южный машиностроительный завод", где производилась эта ракета. Я отвечаю за свои слова. Я лично проверил: эта фирма сохранила всю технологическую оснастку для производства этих ступеней. Достаточно представить только одно сооружение на заводе, где ракета помещается в транспортно-пусковой контейнер, - это корпус размером в полкилометра. В нем сохранены все стапеля, все основные узлы для выполнения такой работы. Надо понимать, что у нас в России нет технологической, рабочей документаций по таким машинам. Поэтому кооперация с Украиной необходима. Первым этапом сотрудничества - а это оговаривалось с руководителями КБ "Южмаш" - могла бы стать передача нам комплекта технической документации. Чтобы потом, в случае изменения политической ситуации на Украине, мы не остались у разбитого корыта, чтобы могли на основе имеющейся документации создавать что-то новое. Поверьте, это непосильный труд. Все это позволит в короткие сроки, качественно, без риска выполнить стоящую задачу: создать первые две ступени с их транспортно-пусковым контейнером, пороховым аккумулятором, выбрасывающим 200-тонную машину из шахты на 20-30 метров, где запускаются ее маршевые двигатели первой ступени. Если этот путь принять, то работы в России будет меньше, а экономия средств - огромная. И не будет риска. Даже в плане отработки "новой" ракеты, на что потребуется минимум 25 испытательных пусков. Как это сейчас происходит с той же "Булавой", которая вроде бы повторяет "Тополь-М". РС-20 давно испытана. В этой ситуации нам надо будет отработать в 10-12 пусках только то новое, что будет исключительно российским, - новые блоки разведения боевых зарядов и новую систему управления. Весь верх, заведомо определяющий боевую эффективность ракеты. Это под силу сделать нашим разработчикам и производителям. и: Но ведь у нас государственная позиция: производство вооружений и военной техники должно быть исключительно своим? Ефремов: Но мы и сейчас получаем на Украине необходимые для поддержания в боевом состоянии наших ракетных комплексов комплектующие. Даже в самом неблагоприятном варианте мы можем сохранять от снимаемых с вооружения ракет РС-20 их транспортно-пусковые контейнеры. Они вечные. Это очень сложные инженерные сооружения. На них нужно будет только блоки системы управления перемонтировать. Можно сохранить и стартовые аккумуляторы, заменив в них твердое топливо после истечения гарантийных сроков его эксплуатации. И наконец, даже если совсем не будет хватать денег, - просто перебрать для повторного использования большую часть двигателей первой ступени. В них нужно заменить всего несколько прокладок. И эти ракеты могут служить еще 25-30 лет. Признаюсь, что это идет поперек интересам наших промышленников, которые хотели бы заниматься работой над новой жидкостной баллистической ракетой. Но если мы действительно хотим быстро получить новую машину с высокими боевыми характеристиками, этот путь представляется мне наиболее верным. и: Что вас больше беспокоит в состоянии работ по стратегическим ядерным силам? Ефремов: В стране должно измениться отношение как к развитию СЯС, так и к их сохранению. Слишком беспечно оставлять работы по СЯС между полетами на МКС и на Марс. Дмитрий Литовкин



полная версия страницы