Форум » 849 ИАП ПВО. Авиабаза Купино: МиГ-17, Су-9, МиГ-23МЛ(МЛД) » Воспоминания о службе и жизни в Купино » Ответить

Воспоминания о службе и жизни в Купино

Evgen.85: ars Здесь вспоминаем, как мы жили и как мы служили в стольном граде Купингагене.

Ответов - 293, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Evgen.85: ArVI 29.10.06 :: 17:52:31 Семён Иванович, в Вашем рассказе решение вопроса о назначении Г.В. Винничука командиром полка относится к лету 1977г. В Купино аэродром был на ремонте и мы летали в Омске. Фактически Григорий Васильевич ждал вызов в верхний штаб на собеседование для утверждения его командиром полка. Был выходной, солнечный летний день. На командирском УАЗе мы поехали на Иртыш. Выбрали тихое место на левом берегу недалеко от Ленинградского моста. Искупались, а потом кто-то предложил типа пари. Кто дальше пройдёт на руках. Рельеф -относительно ровный песчаный берег, с небольшим уклоном к реке. Тензин прочертил стартовую черту на которую стал я, Винничук и Лисовский. По команде стали на руки и пошли. В какой то момент боковым зрением я увидел, что Григорий плавно заваливается на песок. Когда мы с Лисовским к нему подошли то увидели, что рука висит плетью, а плечо неестественно опущено. Тут же провели консилиум. Пришли к выводу- наверно вывих. А раз вывих надо дёргать. Но вопрос: В каком положении должна быть рука, в какую сторону дёргать, а самое главное - кто будет дёргать? Когда ни на один из этих вопросов ответов не нашлось решили, что деваться некуда едем в госпиталь. После осмотра первый вопрос дежурного врача был - руку не дёргали? На ответ нет похвалил. В итоге Григорию Васильевичу пришлось перенести одну операцию, а через полгода вторую. Что это было - судьба, простое невезение? А так как в то время паузы в лётной работе не допускались - был назначен друго командир полка. Написал фразу о паузах и вспомнилось как нам когда-то доводили развединформацию о налёте китайских лётчиков по 8-10 часов за год. Как мы тогда смеялись! А кто смеётся сейчас?

Evgen.85: s 30.10.06 :: 12:58:22 Виктору Ильичу огромный привет! Спасибо за интересное дополнение с подробностями. S.

Evgen.85: s 30.10.06 :: 13:00:29 ArVI писал(а) 29.10.06 :: 17:52:31: Написал фразу о паузах и вспомнилось как нам когда-то доводили развединформацию о налёте китайских лётчиков по 8-10 часов за год. Как мы тогда смеялись! А кто смеётся сейчас? Об этом лучше не вспоминать – обидно за летчиков, которые мало летают, за современную Российскую авиацию, которая второе десятилетие не видит новых самолетов. Хочется надеяться, что в будущем все изменится! S.


Evgen.85: crash 31.10.06 :: 10:45:28 kurtcev писал(а) 27.10.06 :: 17:12:31: crash писал(а) 27.10.06 :: 16:52:28: kurtcev писал(а) 27.10.06 :: 15:41:06: Вова, это ты? я. Очень рад тебя слышать! Какими судьбами в Краснодаре был? Как сам поживаешь? Родители как? Привет передавая большой! Ваня. ты тот Ваня который жил в доме рядом с коробкой на 2 этаже? и как сказал отец, мы вместе прилипли к столбу языком зимой в Краснодарском крае у нас филиалы нашей конторы. Я туда иной раз прибываю по работе. Родители живут в Раменском, отец работает в Жуковском. а Вы как в Краснодаре очутились?

Evgen.85: kurtcev 01.11.06 :: 08:22:43 crash писал(а) 31.10.06 :: 10:45:28: kurtcev писал(а) 27.10.06 :: 17:12:31: crash писал(а) 27.10.06 :: 16:52:28: kurtcev писал(а) 27.10.06 :: 15:41:06: Вова, это ты? я. Очень рад тебя слышать! Какими судьбами в Краснодаре был? Как сам поживаешь? Родители как? Привет передавая большой! Ваня. ты тот Ваня который жил в доме рядом с коробкой на 2 этаже? и как сказал отец, мы вместе прилипли к столбу языком зимой в Краснодарском крае у нас филиалы нашей конторы. Я туда иной раз прибываю по работе. Родители живут в Раменском, отец работает в Жуковском. а Вы как в Краснодаре очутились? Да, тот самый, в Краснодаре через мин.обороны получили квартиру теперь живем здесь. Ты сам в Раменском работаешь?

Evgen.85: s 25.11.06 :: 15:07:05 Хочу продолжить рубрику о командирах АЭ 849 иап. Полянский Юрий Иванович. В 1977г. я попал в 1 АЭ на должность КЗ. Командиром 1 АЭ был к-н Полянский Юрий Иванович. (АВВАКУЛ-70). Он однокашник Мереминского, Селецкого, Симоненко, Волошина. Педант, требовательный командир, хорошо знавший руководящие документы по организации полетов, несмотря на молодость, умевший наладить боевую подготовку в АЭ и своей требовательностью добиться порядка и дисциплины в подразделении. Последнее, честно говоря, не всем л-кам нравилось. Его талант особенно раскрылся, когда он стал зам. ком иап по летной подготовке. Всегда собранный, организованный - он и в других не терпел разгильдяйства. График учета летной подготовки, плановые таблицы, контроль журналов, шифровок, организация занятий и мероприятий по ним, личное руководство полетами на аэродроме и полигоне, регулярные полеты на разведку и в качестве инструктора – все это казалось, поглощало все его служебное и личное время. Но, как оказалось позже, ему не чуждо было увлечение охотой, он неплохо стрелял как из ружья, так и из пистолета, и вообще, как на службе так и вне службы - был очень интересным человеком. Он обладал сдержанным юмором, иногда доходившим до сарказма. И на разборе полетов мог за живое задеть летчиков, допустивших ошибки, несмотря на звания и должности. Единственный, кого он не трогал – был командир полка. Часто его образные замечания оставляли глубокий след. Л-ки побаивались стать объектом его внимания на разборе полетов. К проведению занятий, конференций по безопасности, он привлекал много молодых л-ков, что было хорошей школой для них, как для будущих командиров. Сам он летал много, надежно и очень точно, казалось, не допуская ни малейшей ошибки. Хорошо запомнился эпизод коснувшийся меня. При подготовке к стрельбам из СПВ по воздушной цели - мы летали звеном для отработки упражнения. Наша группа – я, Сильченко, Дридигер, Брикез. Цель шла по большому маршруту на Н=2500м. После перехвата, мы стали отрабатывать по ней поочередно типовые атаки. КП нам не мешал и, никто в группе, честно говоря в том числе и я, увлекшись интенсивным маневрированием и атаками за остатком не следили. Высота небольшая, а расход большой, когда взяли курс домой – остаток приближался к аварийному. Повисли на наивыгоднейшей скорости, на х=16. Тут крайний ведомый, Валентин Брикез, докладывает, что загорелась красная лампа. И у всех остальных с небольшим интервалом тоже стал загораться аварийный остаток. После перехода на канал посадки, я доложил РП, (которым был Ю.И.Полянский), что будем садиться с прямой, и что ведомая пара будет садиться первой. Он спокойно и язвительно констатирует – « Что - долетались?!» Но посадку, как, я запросил - обеспечил. После посадки, вызвал меня на КДП и спокойно, объявил мне строгий выговор. Я воспринял это как должное и на дальнейшее сделал для себя серьезные выводы – что ведущий группы не должен увлекаться, а весь полет должен думать обо всех. Другой памятный эпизод – разведка погоды в Сары-Шагане перед стрельбами. В передней кабине МИГ-23УБ - Полянский, в задней - я. После взлета, загорелась л-ка – «Пожар». Явных признаков пожара не видно, но лампа горит. Доложили РП и стали заходить на посадку, а с-т тяжелый – полный невыработанного топлива. Юрий Иванович не допустил ни малейшей ошибки и очень нежно посадил перегруженный самолет. Оглядываясь назад – надо сказать, что высокий уровень подготовки л-ков полка за длительный период с 1978 по 1985гг. - это большая заслуга бессменного зам. командира 849 иап по летной подготовке Полянского Юрия Ивановича. Огромный ему привет и пожелание - здоровья, благополучия, удачи. S. На переднем плане – Николай Волошин. На втором плане стоит - Юрий Полянский.

Evgen.85: s 28.11.06 :: 11:00:40 ЛЕТЧИКИ 849 ИАП - 1984 г. (Из графика летной подготовки 849 иап на 1984г.) 1 КЛАСС ********************* Ком.иап Шульга Г.И. Нач.ПО Самойлов А.М. Зам.ком.иап Лисовский А.И. Зам.ком.иап по летн.подг. Полянский Ю.И. Ст.штурман иап Балашов В. Нач.ВОТП Франк В.Д. Ком. 1АЭ Проха Ф.Н. Зам.ком. 1АЭ Костулян Г. Замполит 1АЭ Шулика. Нач.штаба 1АЭ Кириллов С. КЗ 1 АЭ Селиванов А. КЗ 1 АЭ Андрюшков. Ком. 2 АЭ Муравьев С.И. Зам.ком 2 АЭ Дридигер Н.Я. Замполит 2АЭ Сильченко А. КЗ 2 АЭ Брикез В.В. Ком. 3 АЭ Рудченко И.Я. Зам.ком. 3 АЭ Симоненко В.В. Замполит 3 АЭ Голов Ф. Нач.штаба 3 АЭ Киселев В. КЗ 3 АЭ Розов В. 2 КЛАСС ********************** Якушевич С.Е. Накалюжный Ю.С. Моисеенко А. Горкуненко О.В. Штундюк А Курцев А.А. Кононенко Н.Г. – НШ АЭ Чувашов А. Антонов В.А. Степанов С. - КЗ Камушкин С.В. Фадеев Ю.Л. Кононенко В.И. - КЗ Хорьков А.А. Пожилис И. - КЗ Василенко С.И. Туманов В. - КЗ Худышев А. Захаров С.Г. - КЗ 3 КЛАСС *********************** Максимейко Юзвак В.В. Ахметзянов М. Сараев Титов А.В. Тюменцев А.

Evgen.85: s 08.12.06 :: 12:14:27 Продолжу рубрику о комэсках. Командир 1 АЭ – Проха Ф.Н. Проха Федор Николаевич (АВВАКУЛ-70). Очень жизнерадостный и интересный человек, хохол с юмором (а какой хохол без юмора), оптимист, с прекрасным русским именем – Федор. Темперамент ближе к холерикам, типа Чапаева. Мог устроить разгон провинившимуся, а на следующий день оказать ему помощь. И летный и технический состав в эскадрилье – любили комэска. Большой любитель охоты, можно сказать фанатик этого благородного занятия. Вместо отпуска иногда забирался с ружьем на необитаемый остров на оз.Чаны и несколько недель жил, как Робинзон, питаясь добытой дичью и рыбой. Летать Федор Николаевич любил и в летной работе ему постоянно везло. У него была пара случаев, когда говорят, что л-к родился в рубашке. Расскажу один из таких случаев. Это было на стрельбах в Чите. Для стрельбы ночью по ЛА-17 звено в сумерках выруливало на полосу и взлетало парами с небольшим интервалом. Федя взлетал ведомым по краю полосы и незаметно уклонившись к краю, уже перед отрывом зацепил подвесным баком фонарь системы «Луч». Из распоротого бака хлынул керосин, который тут же был подожжен форсажем. Заполыхала полоса и по ней несется клуб огня и дыма, отрывается от полосы и окутанный пламенем с-т уходит в воздух. РП был Нач.ВОТП полка – м-р Артюшевский Казимир Леонидович. Он тут же начал подавать команду – «26-й, катапультируйся». Федя не выполнил команду, а через несколько секунд пламя исчезло. И Федя, выработав топливо на кругу - благополучно сел на аэродром с которого недавно так эффектно взлетел. Я подружился с Федей, сначала на почве охоты, а потом в совместной командировке при перегоне спарки СУ-9У на ремзавод во Ржев, где мы еще лучше узнали друг друга. Запомнился последний участок Йошкор-Ола – Ржев. Лететь через Московскую зону ПВО. Как нас предупредили – очень строго по линии пути и по времени. Потом «мурыжили» - не давали добро из-за того, что все эшелоны заняты. Потом у нас спросили – есть свободный эшелон - 11 600м, сможете занять? Мы ответили – конечно, нам было лишь бы взлететь. Наконец - нам дали добро. Федя, говорит - по коням, и полетели. С горем пополам набрали 11000м – а дальше хоть форсаж включай – не лезет. Спарка с баками – видно тяжеловата для этого эшелона. Балансируем между первым и вторым режимом и надеемся, что в процессе выработки топлива – высота будет расти. Обороты фактически все время максимал. Федя говорит – ты смотри повнимательнее, встречные на 11100м могут идти. А тут еще КП запрашивает - заняли эшелон ? Доложил – заняли. А сами шкребем, вертикальная 1-2 метра с площадками. Еще чуть поднабрали выше встречного. Все ничего, но после Ярославля следующий ПУ «задолбал» командами – займите свой эшелон. Хороший там видно высотомер. На слабую просьбу разрешить занять эшелон пониже, команда – выдерживайте свой эшелон. Мы с Федей уже и дышать почти перестали, чтобы спарка держалась и еще чуть нашкребла высоты. После такого испытания - снижение и посадка с круга при видимости 4-5 на незнакомый аэродром Ржев, показались очень простым делом. На заводе сдали с-т. Домой возвращались через Москву. Это была моя первая встреча с Москвой. Она показалась мне городом будущего – чистая, ухоженная, какая-то радостная. Понравились Москвичи – мне показалось, что они беззаботные, добрые и улыбчивые. Первым делом отправились с Федей на ВДНХ. Зашли в павильон про Авиацию – И почти сразу наткнулись на стеклянный витраж, с нанесенной на стекло огромной фотографией с-та СУ-9 с улыбающимся л-ком возле конуса, смотрящим куда-то ввысь. Подошли ближе – нашему изумлению не было границ!.. Оказывается снимок был сделан в нашем полку, а симпатичный улыбающийся л-к – это Юра Полянский. Приятно удивленные, мы гордо посмотрели друг на друга – знай наших!.. Уже когда приехали домой – рассказали Юре Полянскому. Он говорит – да, был как-то корреспондент на аэродроме, фотографировал. А про ВДНХ уже слышал – надо будет посмотреть. Из этой командировки еще запомнилось возвращение в Купино на перекладных. Поезд довез нас до Татарки и пошел дальше на Новосибирск. Нас ожидала перспектива сутки торчать в Татарке. Федя проявил хохляцкую сметку – зашли в диспетчерский пункт товарной части вокзала, поболтав и пошутив с женским персоналом – мы узнали где будет формироваться товарняк до Карасука. Потом нашли этот тепловоз и уговорили «экипаж» взять нас до Купино. Нас предупредили, что в Купино остановки может и не быть – придется ехать до Багана или Карасука или выпрыгивать на ходу. Мы были согласны на все – лишь бы ехать. Как машинист сказал, так и получилось. Проезжая мимо вокзала Купино, машинист лишь сбавил скорость, а после конца перрона мы с Федей благополучно выпрыгнули из тепловоза на откос насыпи и довольные быстрой доставкой, отряхиваясь, отправились домой. Федору Николаевичу Проха и его супруге Валентине огромный привет от однополчан и сослуживцев по Купино. S.

Evgen.85: S K 10.12.06 :: 22:25:27 Привет всем купинцам от Конышева Вячеслава Ивановича! Я его сын Александр. Случайно наткнулся на этот форум и рассказал о нём отцу. Сейчас выполняю его просьбу и передаю огромный привет всем кто служил с ним. От себя лично огромный привет всем моим друзьям (бывшим детям военного городка и самого Купино). Отец сейчас живёт в Рязани. Все кто хочет связаться с ним пишите на ящик gumo@mail.ru. Просмотрел все фотографии. Многих и многое узнал. Когда буду в Рязани обязательно свожу отца в интернет-салон, чтобы показать ему этот форум.

Evgen.85: s 12.12.06 :: 19:23:29 Здравствуй, Александр! Спасибо за привет от отца, с которым мы вместе служили много лет. Большой привет от нашего куста Купинцев. Это Сергей Захаров, Кононенко Николай, Щипицын Слава и Муравьев С. Поздравляем с наступающим Новым годом! Здоровья, удачи, благополучия. S.

Evgen.85: Evgen_85 13.12.06 :: 06:41:17 Добрый день всем форумчанам!! Александр огромное спасибо за привет от отца и огромный ему привет от Виноградова Евгения. Пожелания ему здоровья и счастья и с наступающим новым годом!! Всего самого наилучшего и обязательно пусть выйдет на форум, наверняка у него тоже очень много воспоминаний...... С уважением Виноградов Евгений.

Evgen.85: sr 13.12.06 :: 21:08:50 Привет Всем Купинцам! Я один из 54-х. Летал в звене Евгения Виноградова 89-90г. Отдельный огромный привет и поздравления с наступающим Новым годом!, Туманову,Юзваку,Горбачеву и конечно к.з. Evgen.85 Всем форумчанам спасибо! Очень приятно узнать, что все кого мы знали, с кем летали, служили в славном городе Купино В ПОРЯДКЕ, ЖИВЫ, ЗДОРОВЫ! Давайте дружить странами! __________________________ Днепр. Кайдаки. Салихов Р.Р.

Evgen.85: ars 14.12.06 :: 00:39:26 sr писал(а) 13.12.06 :: 21:08:50: Привет Всем Купинцам! Давайте дружить странами! __________________________ Днепр. Кайдаки. Салихов Р.Р. Бываю в Днепре каждый год, можно будет состыковаться... Кстати, часть видеоархива форума Стрижей (где-то треть) есть в Запорожье и в Донецке, если есть интерес, то выведу на "хранителей", так что свисти...

Evgen.85: S K 19.12.06 :: 00:28:06 Здравствуй, Александр! Спасибо за привет от отца, с которым мы вместе служили много лет. Большой привет от нашего куста Купинцев. Это Сергей Захаров, Кононенко Николай, Щипицын Слава и Муравьев С. Поздравляем с наступающим Новым годом! Здоровья, удачи, благополучия. S. Добрый день всем форумчанам!! Александр огромное спасибо за привет от отца и огромный ему привет от Виноградова Евгения. Пожелания ему здоровья и счастья и с наступающим новым годом!! Всего самого наилучшего и обязательно пусть выйдет на форум, наверняка у него тоже очень много воспоминаний...... С уважением Виноградов Евгений. Привет всем Купинцам!! Позвонил отцу 15 декабря и передал приветы и поздраления с наступающим Новым годом!! Всем огромное спасибо!!! От себя лично и от моего отца поздравляю всех форумчан с наступающими праздниками!!!! Хочется пожелать всем крепкого здоровья, счастья и всего только самого наилучшего в наступающем Новом году!! Евгений, передал Вашу прсьбу. Отец обещал записать свои воспоминания, а я потом опубликую на форуме. С уважением, Конышев Александр.

Evgen.85: ars 19.12.06 :: 00:44:43 Александр, очень ждем твои и твоего отца воспоминания - к сожалению, многих людей, причастных к истории Купингагена, уже либо нет, либо они не имеют доступа в Инет... Может быть, Вы знаете, кто из Купинцев где осел? С уважением, Алексей.

Evgen.85: s 20.12.06 :: 23:52:54 Всем привет! Очень ИНТЕРЕСНАЯ ССЫЛКА: [BR]http://www.avia.ru/forum/8/9/191232334780986024541165490089_1.shtml?topiccount=3... 6 "Авиация, которую я потерял... " S.

Evgen.85: S K 30.12.06 :: 10:26:49 Цитата: Может быть, Вы знаете, кто из купинцев где осел? С уважением, Алексей. Одного из Купинцев, который служил вместе с моим отцом можно иногда видеть в выпусках "Вестей" на канале РТР. Это Александр Минаков - бывший ди-джей купинских дискотек клубе военного городка. Всех с наступающим праздником, счастья и удачи!! С уважением, Конышев Александр!!!

Evgen.85: se 30.12.06 :: 11:43:53 ВСЕХ с наступающим НОВЫМ ГОДОМ! Удачи и всех благ! якушевич се, присоединяются -диспетчер вч35441 Верезубов А.Г Котиков В.И.

Evgen.85: s 28.01.07 :: 13:56:49 Продолжу рубрику о комэсках. Командир 3 АЭ (с 1978-го по 1980-й ) – Шафиков Р.В. Шафиков Рашид Вагизович (СВВАУЛШ-72). Мой однокашник. Очень целеустремленный, с волевым характером, решительный, быстро принимающий решения л-к с высокой профессиональной подготовкой. По этим качествам он и был назначен первым среди однокашников в звании капитана – Командиром АЭ, после ухода Гаврюшенко. Он обладал обостренным чувством справедливости. 1.Как-то будучи свидетелем хамского поведения врача части – поставил его на место. Тот решил мелко отомстить и на ближайших полетах попытался его отстранить от полетов – якобы из-за высокого давления. Рашид подошел к командиру и говорит – разрешите съездить в гор.больницу и привезти справку – какое у меня на самом деле давление. Тот разрешил, и через полчаса Рашид привез справку, что у него отличное давление. Теперь командир поставил на место доктора. А вскоре доктора убрали на другое место службы. 2.Вспоминается случай, который произошел при облете с-та УТИ-МИГ-15 после замены двигателя. Экипаж- Шафиков Р. и Гонтаренко А. При полете по системе на привод на Н=10 000м. в момент включения «изолирующего клапана» остановился дв-ль. Экипаж выполняя расчет на посадку на свой аэродром без дв-ля неоднократно пытался его запустить, но безуспешно и только на высоте менее 3000м. при очередной попытке запуска - дв-ль запустился. Экипаж, проявив в полете терпение и самообладание ( и будучи готов к посадке без двигателя), благополучно произвел посадку с запущенным в последний момент двигателем. 3..Я уже вспоминал ранее случай в Белой, когда закрыло аэродром снежным зарядом и поврежденный с-т Славы Берсенева после посадки лежал на подвесных баках на полосе, пару Мереминский – Шафиков уже с выоты круга угнали в Иркутск, где погода была примерно такая же, и они проявив настоящее мужество и изворотливость (ведущему пришлось матом в эфире наводить порядок на аэродроме посадки, чтобы им дали сесть в первую очередь), благополучно сели на последних литрах керосина при очень жесткой погоде. 3.Запомнился полет парой (Шафиков – ведущий, я -ведомый) на МВБ, где нам удалось переманеврировать очень уважаемых летчиков старшего поколения. 4.Хорошо помню, как парой перегоняли боевые СУ-9 в Нижний Тагил, а назад гнали их спарку СУ-9У в Купино, я в передней, Шафиков в задней кабине. Запомнилось еще потому, что впервые попалась спарка с работающим автопилотом. Справа на борту небольшая ручка, наподобии джойстика, ей можно было задавать положение с-ту и он выдерживал крен и тангаж, очень похоже на режим «стабилизации» на с-те МиГ-23. Весь полет развлекались автопилотом, при подходе к Омску, из-за попутного струйного течения остаток был еще большой и мы запросили КП, чтобы они согласовали с РЦ продолжить нам полет на Купино без посадки в Омске. КП ответило - Ладно, попробуем, будьте пока на эшелоне. Мы прошли привод Омска и потопали на Купино, пока они согласовывали мы прошли почти пол-пути до Купино, уже видно Чаны. И тут КП говорит, что нам запретили лететь без посадки до Купино, поэтому разворот на 180 и посадка с прямой в Омске. Мы посовещались с Рашидом, хотели сначала прикинуться, что плохо слышно. Но потом он говорит, ну их к черту, а то потом долго будем играть роль «мальчиков для битья», недисциплинированных разгильдяев и т.д., развернулись и сели в Омске. Домой прилетели только на следующий день.

Evgen.85: s 28.01.07 :: 14:07:17 5.В памяти остался, как на кинопленке, тяжелый апрельский день 1979г., когда прощались в клубе с Саней Селецким. Проводили его в последний путь до аэродрома, где ждал АН-12. Полк стоял в строю взяв под козырек, отдавая честь нашему погибшему товарищу, когда взлетал АН-12. Экипаж АН-12 сделав круг, снизился, пронесся низко над полосой, прощально покачивая крыльями, и затем выполнив крутой боевой разворот, как истребитель, взял курс на Родину Сани. Мы вернулись с аэродрома в летную столовую, где были поминки, за столом сидели рядом - Рашид Шафиков и я. Перед началом поминок, к нам подошел ком.полка – Билык Николай Иванович и наклонившись сказал, чтобы мы не пили, т.к. ночью возможно будет подъем по контрольным целям и нам с Рашидом придется летать. После этого мы пили только компот. Вечером с деж.силами поехали на БД. Наши с-ты стояли слева в соседнем кармане тоже с АПА, как и БД-шные только без ракет. Так же как дежурные л-ки мы прогазовали свои с-ты, проверили прицелы и сидели в комнате дежурных экипажей, смотрели телевизор. Около полночи с КП объявили готовность №1, дежурные л-ки и мы заняли готовность, Нам с Рашидом дали запуск. Взлетели друг за другом и правым разворотом с курсом примерно 30, пошли в р-н севернее Новосибирска. С севера на Новосибирск шло два ТУ-95 на высоте около 1000м. После передачи управления, меня снизили на 1000м и начали наводить примерно с КК=180. Нижний предел большинства прицелов 1200-1500м. Весь экран забит помехами. Погода – густая дымка, звезд не видно, внизу темно - световых ориентиров нет. Надо снизиться еще метров на 300, чтобы цель была выше для захвата. Самолет как живой – не хочет снижаться. Чуть отвлек внимание на прицел, с-т уже 100-150м набрал. Необходимо делать усилие над собой, чтобы снижать с-т в эту негостеприимную темноту. Я понимаю подсознательно, что эта осторожность из-за прошедших траурных мероприятий днем. В то же время, я как бы ощущал положительную энергетику от нашего товарища, он как бы присутствовал незримо за кадром и морально помогал нам, в какой-то момент в памяти промелькнула одна из его фраз, что-то наподобии – «Не боись красных лампочек». Но это все в виде фона на подсознательном уровне, внимание в это время было занято работой с прицелом и пилотированием с-та. До цели всего несколько километров, а на экране все так же сплошные засветы от земли и никакими мерами не удается выделить метку цели. Осмотрелся – ничего не видно, ни мигалок, ни АНО. Попробовал еще один способ – пару раз мигнул, а потом выключил свои АНО. И буквально сразу увидел включенную мигалку впереди слева ниже на дальности 4 км. Быстро довернул на цель, включил ЗЛ, произошел автозахват цели, чтобы не произошел перезахват земли в режиме ЗЛ сделал хорошую пленку с «пуском», а перед выходом переключил на автосопровождение. До сих пор храню эту карточку дешифрирования с фотографией экрана, где на вставке написана стеклографом - дата, позывной, а вместо № упражнения буквы - ЛТУ. После выхода - в набор и на экономичном режиме домой. Вернулись на точку с малыми остатками, но с чувством выполненного долга. На земле с Рашидом начали делиться впечатлениями, оказалось и ощущения, и десйтвия были на 100% аналогичны. Так же с-т «не хотел снижаться», так же он выключил АНО, так же выполнил атаку в ЗЛ. 6.Еще один пример его целеустремленности – Ком.полка не хотел терять молодого энергичного Комэска и все время тормозил его стремление поступить в академию. Рашид не постеснялся пойти на открытый конфликт с командиром, заявив что будет обращаться в вышестоящий штаб и будучи в командировке в Новосибирске, пробился на прием к командующему, после чего его, вопреки желанию ком.полка допустили к сдаче экзаменов в Академию. 7. В 1980г. Шафиков теоретически переучился с нами на МИГ-23МЛ в Саваслейке и ушел в академию, так и не полетав на 23-м. На следующий год приехал на стажировку в полк, а полетать все не получалось. Все управление полка в разбеге, кто в отпуске, кто Руководит полетами, короче - все время нет инструктора. И он, поймав ком. полка, (благо, что командиром стал уже Шульга Г.И.) попросил закрепить приказом по части инструктором меня, командир согласился и я стал официально его инструктором, о чем мне очень приятно вспоминать. С удовольствием полетав вместе два дня, на 3-й он вылетел самостоятельно. А в субботу, в гостинице «холостых летчиков», роль которой выполняла обычная 3-х комнатная квартира и где в одной из комнат жил Рашид, мы дружно – всей этой компанией отметили это событие. 8. После академии Шафиков служил замом, а потом комполка в Крымской. Где полетал сначала на ЯК-28П, а потом с полком переучился на СУ-27. Мы встретились еще раз в 1990г. в Астрахани, куда он только что перевелся На вышестоящую должность. Мне до сих пор очень приятно вспоминать и полеты, и совместные поездки на охоту, фанатом которой он тоже был. Огромный тебе привет - Рашид, здоровья, удачи и благополучия. S. Летчик 849 иап Шафиков Рашид Вагизович.



полная версия страницы