Форум » 849 ИАП ПВО. Авиабаза Купино: МиГ-17, Су-9, МиГ-23МЛ(МЛД) » Курилка 2 часть » Ответить

Курилка 2 часть

Evgen.85: Движок этого форума, к сожалению, ограничивает длину темы 20 страницами, поэтому самые популярные темы бьются на части... Первая часть темы находится здесь.

Ответов - 243, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

s1: http://pics.qip.ru/?forums Пара СУ-9.

Evgen.85: Летчика-разоблачителя Игоря Сулима, которого СМИ и блогеры уже называют "армейским Навальным", могут обвинить в разглашении государственной тайны: в его отношении сейчас проводится административное расследование. Руководство Военно-воздушных сил России собирается объявить тайной запись разговора И.Сулима с генералом Бондаревым – заместителем главкома ВВС. Кроме того, под грифом "секретно" может оказаться и телеграмма, разосланная в войска, в одном из пунктов которой говорилось, что воинская часть, в которой подтвердятся факты вымогательства денег со стороны командования, может быть в полном составе лишена премии. При этом ни телеграмма, ни запись с точки зрения законодательства не являются государственной тайной, пишет сегодня "Московский комсомолец". Однако содержание второго документа означает, что коррупционеров в армейских частях отныне защитит надежная круговая порука: если найдется смельчак, который доложит о фактах вымогательства командованию, именно его сослуживцы посчитают ответственным за то, что их лишили премии. Ранее старший лейтенант, летчик-инструктор И.Сулим, в открытом интернет-обращении к первым лицам Минобороны рассказавший о коррупционной схеме по вымогательству средств, существовавшей в его части, предложил в своем блоге поддержку всем, кто хочет выявить факты вымогательства. После его обращения было возбуждено уголовное дело в отношении командования воинской части Липецкого государственного центра подготовки авиаперсонала и военных летчиков Минобороны по факту поборов с офицеров на общую сумму 2 млн руб. Как показала проверка, командир воинской части полковник Эдуард Ковальский вместе со своим заместителем по воспитательной работе полковником Сергеем Сидоренко, превышая свои полномочия, принуждали офицеров, премированных за успехи в боевой подготовке, сдавать им часть денег. Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/16/06/2011/600779.shtml

s1: Привет всем! Дорогие однополчане! Поздравляю всех с Днем рождения нашего 849 иап!


Evgen.85: Да здравствует славный 849 ИАП ПВО и его не менее славные сыны , посвятившие свои жизни защите неба Отчизны!!!!!! УРА!!!!УРА!!!УРА!!!

ars: С праздником, однополчане! (со слезами на глазах..)

Татьяна: С Днём Рождения! Будьте всегда!

ars: S - 25.09.2011 :: 20:34:20 Привет всем! Попалось интересное интервью с нашим(1972г.) Начальником училища - генералом Голодниковым Николай Герасимовичем. Я думаю, летчикам будет интересно. Н.Г. Голодовников о тактике и подготовке: А.С. Николай Герасимович, уже после войны были обобщены следующие основные недостатки предвоенного обучения летчиков-истребителей: 1. Малый налет на боевых машинах; 2. Не умели стрелять по воздушным целям; 3. Не умели осматриваться (не «видели воздуха»); 4. Кое-как умели вести бой «один на один» и совсем не умели вести бой «группа на группу»; 5. Совершенно не умели пользоваться радиосвязью, даже если она и была. Николай Герасимович, насколько это соответствует истине? Н.Г. Давай по порядку. Налет на боевых машинах был небольшой, это правильно. 35 часов на боевом истребителе — это не много, но и нельзя сказать, что совсем мало. Все зависело от того, на что это время тратилось. То, что не умели стрелять по воздушным целям, — это неправда. У нас в училище стреляли достаточно много. Стреляли по конусам. У моего выпуска по воздушным целям было стрельб 15 и где-то 20 – 25 по наземным целям. Правда, надо сказать, что перед самой войной, в году 41-м, был выпуск летчиков, которые стреляли немного, где-то у них было стрельб пять по воздушным целям (тем же конусам) и стрельб 5 по наземным целям. Но этот ускоренный курс состоял из летчиков, имеющих довольно хорошую летную подготовку, — в основном из бывших инструкторов аэроклубов. Их не учили, их переучивали, поэтому им срок обучения и подсократили. Другое дело, что у стрельбы по конусу, как учебного упражнения, есть довольно серьезный недостаток — по самому конусу дистанцию определить невозможно, он маленький, поэтому дистанцию определяли по буксировщику. Поскольку навыка в определении дальности до цели у нас не было, то это приводило к тому, что в реальном бою летчик начинал стрелять со слишком большой дистанции, особенно по бомбардировщикам (он кажется о-го-го каким громадным!) Эта ошибка плюс малокалиберное оружие делала стрельбу малоэффективной. Когда научились правильно определять дистанцию до цели — «по заклепкам» (начинаешь различать заклепки, можно открывать огонь), — стали очень хорошо попадать. В остальном стрельба по конусу давала очень хороший навык воздушной стрельбы, поскольку учила правильно рассчитывать упреждение и экономно расходовать боеприпасы. А.С. Я слышал, что многие летчики, привыкнув стрелять по конусу, открывали стрельбу по цели, когда она становилась размером с привычный ему буксировщик? Н.Г. Нет. Неправда. Упреждение рассчитываешь все равно по конусу, не по буксировщику, поэтому и прицел «вперед» буксировщика никто никогда не выводил, какая ж тут привычка? А.С. А фотокинопулеметы в училище не использовали? Н.Г. Нет. Знали, что такие есть, но у нас их не было. А.С. Понятно. А про осмотрительность что можете сказать? Н.Г. Что касается осмотрительности, то основным нашим недостатком было неумение смотреть вокруг — у нас не было навыка кругового обзора, т.е. мы поздно обнаруживали противника, а значит, давали противнику большой шанс на проведение внезапной атаки. Война подсказала, что надо уметь смотреть кругозорно во все направления. Мало того, и маневрирование звена надо строить таким образом, чтобы тщательно просматривать все пространство и особенно заднюю полусферу — делать «змейки», «ножницы». Когда мы прибыли в полк, Сафонов нам так прямо и сказал: «Смотреть назад так, чтобы видеть костыль* своего самолета». Кроме того, смотреть надо не просто так, а правильно — вначале вдаль, а потом взгляд приближаешь. Надо высматривать точки. Увидел в небе точку и сразу должен распознать — самолет это или нет. Если ты увидел не точку, а целый самолет, то это означает только одно: к тебе подошли незаметно и сейчас откроют огонь. Тут и сманеврировать не успеешь. Правильная осмотрительность требует большого навыка, постоянного анализа и разбора действий в группе, с соответствующей учебой и ее отработкой, как для группы в целом, так и для каждого члена группы, в частности. Что могу сказать про групповые воздушные бои? Да, в училищах их не вели. Только индивидуально. Изредка вели бой «звено на звено», но и то такой бой оговаривался целым рядом ограничений в маневрировании. Обычно такой бой вели только на горизонталях. Даже в частях групповых боев не вели, хорошо отрабатывали навыки индивидуального боя при хорошей технике индивидуального пилотирования. Такое было. А.С. А с чем, на ваш взгляд, это было связано? Н.Г. С одной стороны, до войны такой вид боя, как «бой группой», сильно недооценивался, с другой стороны, маневрирование плотно построенным звеном (а мы тогда летали тройками) рискованно — можно столкнуться, а этого риска никому не надо. Бой группой недооценивался потому, что весь боевой опыт предыдущих войн — Испания, Китай и Халхин-Гол — говорил о том, что наибольшего успеха добивались летчики, ведя бой индивидуально, вне строя. Так было и у наших ведущих асов, так было и у ведущих асов противника — итальянцев и японцев. Немцы, кстати, в Испании на фоне итальянцев не особо блеснули. Как оказалось в дальнейшем, наш опыт, приобретенный в этих войнах, был использован правильно, но не получил дальнейшего развития. А.С. Не очень понятно. Н.Г. Поясняю. Групповые воздушные бои с четким взаимодействием пар и звеньев, т.е. без их распада, получили свое классическое воплощение только в 1941 году на советско-германском фронте — в битве под Москвой, в Заполярье, под Севастополем. До 1941 года все массовые воздушные бои проходили по одной схеме: массированный воздушный налет бомбардировщиков при прикрытии больших групп истребителей, и как только начинался воздушный бой, так сразу же строй истребителей распадался и дальше каждый истребитель вел бой индивидуально. Так действовали мы, немцы и итальянцы в Испании, мы и японцы под Халхин-Голом, так же, по большому счету, действовали англичане и немцы в «битве за Британию». Только к концу «Битвы за Британию» немцы стали взаимодействовать звеньями более жестко, но и в то же время многие немецкие летчики продолжали вести бой индивидуально. Другое дело, что немцы в вопросах боевого взаимодействия звеньев очень сильно вырвались вперед, и к лету 1941 года они, обобщив опыт предыдущих войн, окончательно оформили свою тактику довольно жесткого взаимодействия пар и звеньев, которая до этого в войнах если и применялась, то только эпизодически. Во взаимодействии, в этом важнейшем элементе тактики, немцы обогнали всех — и нас, и англичан с американцами. Так бывает, что в отдельных вопросах тактики кто-то всегда впереди. Поэтому и нельзя говорить, что мы в подготовке летного состава не учитывали особенностей группового боя. В 1941 году нам очень не повезло, потому что мы встретились с совершенно незнакомой тактикой ведения группового воздушного боя, доселе нигде массово не применявшейся. А.С. А в училище много воздушных боев вели? Н.Г. Воздушные бои были в самом конце обучения, в сумме к концу курса это выходило боев 10 – 15. Только ускоренный «инструкторский» курс имел больше боев, где-то 15 – 20. Все бои курсанты проводили с инструкторами по предварительно разработанному плану. А.С. В зачет какие бои шли — все или только выигранные? Н.Г. Любые. Тут видишь, что бывает — ты или твой противник разок зевнул, ошибся, и все. Если в хвост зашли, то уже не вывернешься — машины-то однотипные, одинаковые и по скорости, и по маневру. Чтобы его с хвоста сорвать, надо уж что-то очень опасное применить, а это, конечно, ни к чему. Лучше учись не зевать. А.С. … И радиосвязь. Н.Г. Да, практики в использовании радио не было потому, что в училищах практически отсутствовали радиофицированные машины. В боевых частях тоже не все машины были радиофицированы, а эффективность работы уже установленных на самолеты радиостанций оставляла желать лучшего. Качество радиостанций на истребителях И-153 и И-16 было совершенно неудовлетворительным. Недооценивали радиосвязь перед войной, очень недооценивали. А.С. Как вводилось в бой молодое пополнение в 72-м авиационном полку? Что делалось для скорейшей ликвидации у летчиков перечисленных выше недостатков обучения? Н.Г. Вводили в бой постепенно. Нас старые летчики берегли. Во-первых, не на всякое задание молодых посылали, на первый вылет молодому старались (насколько это возможно) подобрать что-нибудь попроще. Во-вторых, если задание было сопряжено с полетом на территорию противника — «бомберов» сопровождать или корректировщика, — то состав звена-четверки на боевое задание подбирался так: три старика и один молодой. «Старики» смотрят, как держится молодой, как маневрирует, что видит. Перед вылетом тебе говорят: «Твоя задача — держаться за мной, не отрываться, какой бы маневр я ни делал, и СМОТРЕТЬ!» Прилетаешь, и тебе первый вопрос: «Что ты ВИДЕЛ?» И сравнивают, что ты видел, что видел твой ведущий. Потом обязательно разбор полета. Рассматривают каждый твой маневр, дают замечания, поправляют, советуют, одним словом, учат. Вот проведет молодой четыре-пять боев в такой группе, там уже смотрят, может он нормальную боевую нагрузку тянуть или нет. Если да, то дают тебе нагрузку как боевому летчику. Если нет, то еще несколько вылетов будешь летать в таком же составе. Пока не научишься. Так, чтоб сразу в серьезный бой молодежь посылать, — у нас в полку такого не было. А.С. Тренировочные воздушные бои с опытными летчиками проводили? Н.Г. Мы, наше пополнение, нет. Самолетов было мало, а те, что были, постоянно то на боевых заданиях, то в ремонте. Нехватка техники была жесточайшая. По-моему, когда мы прибыли, то в полку на десять исправных машин было восемнадцать летчиков. А бои-то какие были! Их двадцать — нас шестеро! Нам попадало будь здоров! Машины выбивали, летчиков выбивали. Бывало, так машину исхлещут, что техники всю ночь ее подмазывают-подклепывают. Какие уж тут тренировочные бои? Как только снабжение техникой улучшилось (а это где-то с начала 1943 года), то тренировочные бои молодых со «стариками» стали обязательны. А.С. Как ввели в бой лично вас, повлиял ли тот факт, что вы были инструктором? Н.Г. Вводили так же как и всех. Я по технике пилотирования был посильнее остальных, меньше на управление машиной отвлекался и поэтому воздух видел хорошо. Мне нормальную боевую нагрузку стали давать уже после третьего боевого вылета. А.С. Каковы были сильные стороны советского предвоенного обучения летчиков-истребителей, если они были? Н.Г. Сильная сторона — это то, что технику пилотирования ставили очень хорошую. Хоть и маловат был налет, но почти все это время тратилось на отработку техники пилотирования — отрабатывалась она до автоматизма. Перед войной на чистоту техники пилотирования обращали большое внимание: чтоб уж если вираж, то приборы не шелохнулись. До войны ведь считалось, что техника пилотирования — это основа победы в бою, и рациональное зерно в этом утверждении было. Поверь, на приборы никогда не смотрели, самолет чувствовали. Шестым чувством, задницей чувствовали, когда и что можно делать. Не боялись, что сорвемся в штопор, ручку перетянем и пр. Брали от машины все, на что она способна. Выжимали все, что можно, и еще чуть-чуть. Другое дело, что чистый пилотаж, если он не служит огню, в бою бесполезен. Но, опять же, имея летчиков, великолепно владеющих техникой пилотирования, мы, как только получили современные машины, обновили тактику и привязали маневр к огню, то все — стали побеждать. Техническое превосходство немцы потеряли, мы приобрели боевой опыт, значит у немцев возможностей провести внезапную атаку стало значительно меньше, а в умении вести маневренный бой они изначально отставали. И это отставание с каждым годом войны проявлялось все сильнее и сильнее. У большинства немецких летчиков не было нашего навыка в пилотаже, не любили они эту «собачью свалку». Маневренный бой — не немецкий стиль ведения боя. А.С. Когда в боевые полки стало приходить хорошо обученное пополнение? Н.Г. Где-то во второй половине 1944 года. Вторую половину войны мы воевали на современной технике, получили хороший боевой опыт, уровень потерь в боевых полках снизился, полки стали требовать значительно меньшего пополнения. Отсюда появилась возможность летчиков сразу после окончания авиаучилищ направлять в запасные авиационные полки, где их инструкторами становились летчики, имеющие боевой опыт. В ЗАПах молодые летчики отрабатывали только боевое применение, причем весьма серьезно. После ЗАПов в строевые полки эти летчики приходили уже с хорошими боевыми навыками. ЗАП был одной из самых нужных и сильных частей советской школы боевой подготовки. А.С. Исследователи отмечают следующие основные недостатки советской истребительной тактики периода 1941 – 1942 годов: 1. Пассивность истребителей, которые всегда стремились вести бой от обороны («оборонительный круг»); 2. Неумение применять вертикальный маневр; 3. Пренебрегали эшелонированием боевого порядка по высоте; 4. Основным звеном была «тройка». На ваш взгляд, насколько все эти недостатки были следствием технического отставания, низкой квалификации рядовых летчиков и высшего командного состава? Н.Г. Давай по порядку. Во-первых, пассивности никакой не было, наши истребители никогда не спрашивали, сколько противника, всегда рвались в бой. Во-вторых, тут большую роль играл недостаток осмотрительности, про который я говорил раньше. Поздно замечали противника и поэтому были вынуждены принимать бой на его условиях, им навязанный. Это приводит к тому, что ты вынужден начинать бой от обороны, а проще говоря, становиться в круг. В-третьих, часто вся эта кажущаяся пассивность была прямым следствием отставания наших самолетов в скорости. Уступаешь в скорости — веди бой от обороны. А.С. Применяли ли в 72-м авиаполку оборонительный круг, если да, то когда от него отказались окончательно? Н.Г. Когда летали на И-15бис и И-153, то оборонительный круг применяли часто. Когда перешли на И-16 тип 28, то круг применять стали значительно реже, поскольку этот тип «ишака» превосходил по большинству ТТХ Bf-109E (у немцев тогда на Севере в основном был он). Жаль только, что И-16 этого типа в наших ВВС было немного. Потом мы пересели на «харрикейны», а у немцев основным истребителем стал Bf-109F. В это время в бою с истребителями противника оборонительный круг стали применять очень широко, поскольку на «харрикейне» бой с этим типом «мессера» можно вести только в одном ключе — попытаться затянуть «мессер» на горизонталь. Мы просто были вынуждены вести сугубо оборонительный бой. Активный, наступательный бой «мессеру» «харрикейн» навязать не мог — и по скорости уступал, и на вертикальном маневре. Как только нас перевооружили на Р-40, то от оборонительного круга сразу же отказались. Р-40 по скорости был равен Bf-109F, ну и зачем в таком случае нам оборонительный круг? Незачем. Наши соседи, 20-й ИАП, круг тоже применяли очень редко — они летали на «яках». Кроме того, я тебе хочу пояснить, что круг является разновидностью тактического маневра, который имеет свою область применения, и нельзя говорить, что круг — это всегда плохо. Довольно часто было так, что когда идешь в прикрытии ударных самолетов, то, связывая боем истребители противника, затянуть их в этот круг — самое милое дело. Ведь в прикрытии что самое главное? Задержать атакующие истребители противника, дать своим бомбардировщикам или отбомбиться, или оторваться и уйти. И если тебе удалось заманить истребители противника в эту карусель, то все — считай твоя задача выполнена. Никуда они не вырвутся. Это уже тактический прием, и весьма неплохой. А.С. Вертикальный маневр? Н.Г. Теперь, что касается вертикального маневра. То, что ему не учили и его не знали, это неправда. В училищах его отрабатывали наравне с горизонтальным — это же нормальная разновидность боевого маневра. Другое дело, что когда у немцев появился Bf-109F, а потом и FW-190, от вертикального маневра почти отказались. «F» и «фоккер» на вертикали были очень сильны (особенно «F»). Практически невозможно с ними бой на вертикали было вести, они значительно превосходили и И-16, и особенно «харрикейн». Зачем же нам в бою применять маневр, в котором наш истребитель заведомо слабее? Да и по скорости «F» и «фоккер» наши машины превосходили. Вот и тянули немцев на горизонталь. Опять же, как только у нас появилась сопоставимая с противником техника, прекрасно стали драться с немцами на вертикалях.

ars: Продолжение... А.С. Про эшелонирование боевых порядков что можете сказать? Н.Г. Про необходимость эшелонирования боевых порядков мы знали еще до войны, для этого достаточно посмотреть советские довоенные учебники по тактике. Не знаю, как в 1941 году, а когда я попал на фронт в 1942-м, эшелонирование не применялось только по одной причине — нехватка самолетов. И надо бы эшелонировать, а нечем. И все равно, если летим шестеркой, то уже эшелонируем: летит четверка, а пара выше или наоборот, пара внизу, четверка вверху. А.С. Каковы были сильные стороны советской предвоенной тактики, если они были? Н.Г. Прежде всего надо сказать, что все наши тактические приемы, которые мы отрабатывали до войны на боевой подготовке, были аналогичны немецким, здесь никакой существенной разницы не было. Сильной стороной нашей тактики было то, что наш летчик умел вести маневренный бой, т.е. его учили моментально оценивать обстановку и не бояться численного превосходства противника. С нашим летчиком в маневренном бою было совладать очень тяжело. Немцы это сразу поняли, поэтому предпочитали в маневренный бой не вступать, если у них не было численного превосходства. Сильной стороной немецкой тактики было четкое взаимодействие пар в звене и особенно звеньев между собой. Как только началась война, мы такому взаимодействию стали у немцев спешно учиться, плюс спешно внедрять все, что до войны сами додумали да у других подсмотрели. А.С. А что мы у других подсмотрели? Я думал, что по части тактики все брали только у немцев. Н.Г. Нет. Например, то же эшелонирование — это была французская разработка, они эту идею с начала 30-х годов развивали, а мы у них на маневрах подсмотрели (как, впрочем, и немцы). Французы до войны сильны по тактике были. Продержись в 1940 году французская армия подольше, наверняка французские летчики себя бы показали. Не знаю как летное мастерство и самолеты, но истребительная тактика у французов была самая передовая. Это я уже после войны узнал, когда в академии учился. А.С. Николай Герасимович, вы говорите, что в бою «харрикейна» против «мессера» надо затянуть противника на горизонталь, а как это сделать? Вы же сами говорите, что активного боя «харрикейн» «мессеру» навязать не мог. Н.Г. Совершенно верно. Если немцы не хотели принимать бой, то ничего в этом случае нельзя было сделать — они уходили, и все. Но, если противник сам активно пытался вести бой, то тут можно было попробовать — использовать желание немецкого летчика тебя сбить. Немцы жадные до сбитых были. Вот становимся мы в эту карусель, а немцы парами сверху. Круг они разорвать не могут, ждут, когда кто-нибудь из круга выскочит. И ты их ожидания оправдываешь, провоцируешь немца на атаку, делаешь вид, что ты оторвался, вроде «ой, какой я неловкий, вылетел из круга!» Для немца такой оторвавшийся — самый лакомый кусок. Немец сверху на тебя. Поскольку горизонтальная маневренность у «харрикейна» очень хорошая, ты ее и используешь — сразу назад в «круг» с максимальным разворотом. В круг немец сунуться не может (а если сдуру сунется — тут ему и конец), проскакивает или отворачивает в сторону, тут уже ты его ловишь и бьешь в бок. На «харрикейне» по-другому боев с «мессерами» вести было просто невозможно. Все бои проходили в таком ключе. Главное — рассчитать все правильно и заскочить в круг не раньше и не позже, тогда и твоя контратака будет иметь шанс на успех. А.С. Все понятно. Вот только что делать, если ты в расчете ошибешься и в круг зайти не успеешь? Н.Г. Собьют тебя. Немцы были бойцами серьезными, таких ошибок не прощали. А.С. Николай Герасимович, как вы можете оценить немецких летчиков-истребителей? Из боевых качеств: пилотаж, стрельба, взаимодействие в бою и тактика — какие у немецких летчиков были наиболее сильны в начале, середине и конце войны? Н.Г. В начале войны все перечисленные тобой качества у немецких летчиков были очень сильны. Они пилотировали очень хорошо, стреляли великолепно, практически всегда действовали тактически грамотно и очень хорошо взаимодействовали между собой в бою. Особенно взаимодействие поражало: не успеешь в хвост ему пристроиться, как тебя уже другая пара у него из-под хвоста отшибает. В начале войны летчики у немцев были подготовлены (я не побоюсь этого сказать) почти идеально. Они хорошо организовывали и использовали численное превосходство, если очень было надо, могли и в собачью свалку ввязаться. Любить свалку не любили (это чувствовалось), избегали как могли, но если очень было надо, то могли и ввязаться — мастерство позволяло. Хотя, конечно, нашим ведущим асам, вроде Б.Сафонова, в этом виде боя они уступали даже в 1941-м. Опять же, у них постоянное численное преимущество, и поверь мне, они этим пользовались очень хорошо. Кроме того, по ТТХ немецкие самолеты в большинстве случаев наши самолеты превосходили, и немецкие летчики это превосходство очень грамотно использовали. Такого высокого класса летчики у немцев преобладали в 1941 – 1942 годах. К 1943 году, мы летчиков довоенной подготовки у немцев сильно повыбили, у них пошли на фронт летчики, качество подготовки которых стало заметно ниже. Эта нехватка хорошо обученного летного состава привела к тому, что к середине 1943 года в люфтваффе сложилась ситуация, при которой наиболее опытных летчиков-асов немецкое командование сводило в специальные отдельные группы, «гоняя» их по разным фронтам на наиболее ответственные участки. Остальные же части укомплектовывались обычными летчиками, подготовленными неплохо, но и не хорошо, а так — посредственно. Такие «крепенькие середнячки». В 1943-м большинство немецких летчиков нам уступало в маневренном бою, немцы стали хуже стрелять, стали нам проигрывать в тактической подготовке, хотя их асы были очень крепкими орешками. Еще хуже летчики у немцев стали в 1944-м, когда средний немецкий летчик стал из породы скороспелых (ускоренной подготовки), — плохо пилотировал, плохо стрелял, не умел взаимодействовать в бою и не знал тактики. Могу сказать, что смотреть назад эти летчики не умели, часто они откровенно пренебрегали своими обязанностями по прикрытию войск и объектов. Классические маневренные воздушные бои эти летчики вели очень редко и только если им удавалось создать серьезное (раза в два-три) численное преимущество. При равных силах бой они вели очень пассивно и нестойко — одного-двух собьем, остальные разбегаются. У нас на Севере последние тяжелые затяжные воздушные бои мы вели в первой половине 1943 года с группой Шмидта. Это был известный немецкий ас, по данным разведки, у него в группе были летчики, у каждого из которых на личном счету было не меньше сорока побед. Мы рубились (другого слова не подберешь) с ними недели две, выбили их капитально, но и сами имели серьезные потери. Насколько знаю, самого Шмидта во время этих боев сбивали дважды. Мюллера мы сбили именно тогда, он в этой группе Шмидта был. Потом эту группу вывели на переформирование и пополнение, после чего ее перебросили на более ответственные участки, и на Север она уже не вернулась. После этого серьезных летчиков у немцев на нашем фронте почти не осталось, только посредственные. Да и численно нам немцы уступали. В основном они все старались делать на уровне «ударил-убежал» или «бомбы бросил-убежал». С середины 1943-го и до конца войны мы господствовали в воздухе, стали больше летать на свободную охоту, периодически их ловили и устраивали им хороший разгон, показывали им, кто в небе хозяин. А.С. Вот эти немецкие «скороспелые» летчики, они уровень подготовки имели лучше или хуже, чем вы после авиаучилища? Н.Г. Хуже. Нас-то хоть пилотировать научили. А эти такой молодняк! Их нам на растерзание кинули! Эти немцы вообще ничего не умели. Подозреваю, что и взлетали, и садились они тоже плохо. Мы их много сбили. А.С. Николай Герасимович, известен факт, что в люфтваффе, особенно со второй половины войны, очень часто немецкие летчики-истребители имели право на самостоятельный выбор места и времени боя. Свобода действия такая, какая летчикам союзных армий даже и не снилась. На ваш взгляд, это сильный ход немецкого командования или, наоборот, ошибка? Н.Г. Это лазейка — попытка заинтересовать истребителей действовать более активно. По большому счету, ничего хорошего эта мера за собой не несет. Понимаешь, в тех местах, где решается судьба войны, летчику летать никогда не хочется. Его туда посылают приказом потому, что сам летчик туда не полетит, и по-человечески его понять можно — жить всем хочется. А свобода дает летчику-истребителю законную возможность этих мест избегать. Лазейка в дыру превращается. «Свободная охота» — это самый выгодный способ ведения войны для летчика и самый невыгодный для его армии. Почему? Потому, что почти всегда интересы рядового летчика-истребителя в корне расходятся с интересами как его командования, так и командования войск, которых авиация обеспечивает. Дать полную свободу действий всем летчикам-истребителям — это все равно, что на поле боя дать полную свободу всем рядовым пехотинцам: где хочешь окапывайся и когда хочешь стреляй. Это глупость. Не может знать пехотинец, где и когда он наиболее необходим, нет у него возможностей поле боя целиком видеть. Точно так же и летчик-истребитель — рядовой воздушной войны — редко когда может правильно оценить, в каком месте и когда он наиболее необходим. Тут правило простое действует: чем меньше у тебя истребителей (да и вообще самолетов), тем более централизованного управления они требуют, а не наоборот. Меньшим числом, но только там, где необходимо, и только тогда, когда необходимо, не отвлекаясь на решение второстепенных задач. Надо сказать, что в люфтваффе этот момент свободной охоты использовался очень сильно в первую половину войны, когда у них было численное превосходство, во вторую половину — меньше. Другое дело, что и пренебрегать свободной охотой тоже нельзя. Нам на отдельных участках немецкие охотники наносили очень серьезные потери, особенно в транспортной авиации. Надо также сказать, что после воздушных боев на «Голубой линии» люфтваффе постепенно утрачивали господство в воздухе и к концу войны, когда господство в воздухе было утеряно окончательно, свободная охота осталась единственным способом ведения боя немецкой истребительной авиацией, где они достигали хоть какого-то положительного результата. Где-нибудь в сторонке от основных боев кого-нибудь подловить. Тут уже вопрос стоял так: нанести противнику хоть какой-нибудь урон. О серьезном влиянии такой охоты на ход войны говорить не приходится. А.С. Да, но счета немецких асов «километровые», а разве нет прямой зависимости «больше сбил — больший урон врагу нанес — больше сработал на победу»? Н.Г. Нет, такой прямой зависимости нет. Тут все упирается в приоритетность задач. У немцев всю войну с этим проблемы были — не могли определиться правильно. Вот тебе пример. При прикрытии своих бомбардировщиков немецкие истребители постоянно отвлекались, ввязывались в посторонние воздушные бои. Получается, что командование люфтваффе, когда определяло своим летчикам приоритетную задачу, и охрану своих, и сбитие чужих делало одинаковыми по приоритетности. Вот немецкие летчики и выбирали сбить. Чем все закончилось — ты знаешь.

ars: s 19.11.2011 :: 19:10:28 Привет всем! Попались интересные рассказы выпускника Барнаульского училища 1977 года. БОМБЕРСКАЯ АВИАЦИЯ Жибров А.В. Подтверждение «класса» Все, кто летал в советское время, знают – если полеты проводятся конце декабря, то это только «минимум» для подтверждения класса. Можно как угодно это называть, но смысл почти такой же, как – «не оставляй тормоза на конец полосы, а … на старость!» Только вышел с высотки, начал понимать, что со своим «минимумом» пролетаю как фанера над Парижем. Поземка, сыро, неуютно, от самолетов ребята идут и на ходу слышу: - Готовность два…, готовность два… Отдать должное штурману, догоняет у самолета и сразу под самолет, проверяет бомбу, карябает позывной. Спасибо техникам - они все приготовили, самолет больше не летал, ждали нас на крайний вылет. Сразу в самолет, Плетка не отстает, включил радиостанцию и, еще не пристегнувшись, запрашиваю «запуск». - Запуск! Проверяем быстро, пристегиваемся. Палыч, как обыкновенно, даже не ворчит. Из под куртки достал кассету с пленкой для РПО, вставил. Докладываю: - Вырулить! Так как летали в СМУ, полет был на полигон «Надудвар», с бомбой как положено, да и заправка нормальная (кто же знал, что и 5 тонн хватило бы с лихвой). Но борту, стоявшему перед полосой, дают команду: - По полосе, готовность 2! Ну, блин не успел! Все! Приехали! А РП тихо так, называя мой позывной: - 323, выруливайте. Полегчало, но опять не на долго. Перед полосой еще два борта, я за ними пристроился. Им команда… «по полосе…». Штурман вздохнул и сделал попытку снять фото-приставку к РПО, наколенник снимает. Докладываю, как положено, «бодрым» голосом: - 323, на взлетную! - «Выруливайте!»,- а команды («по полосе») нет. Юрий Палыч, оставил приставку в покое, прицепил наколенный планшет и даже успел прикинуть время «удара». - 323, Взлет, форсаж! - 323, взлетайте, впереди свободно! Взлетаем. А теперь то, что видимо было последние полчаса на КДП: синоптик, очумевший от выхода «плохой погоды» зашел сначала к РП, потом к командиру, на ходу глотая валидол (была у него такая привычка, «переживал» сильно, как только погода ухудшалась). На полетах, как положено, присутствовал генерал Кухаренко (зам. командующего ВВС ЮГВ). Они подумали и командир принял решение: погода действительно портится быстро, да и потом 25-е декабря. Мадьяры уже празднуют рождество, а тут ночь и полеты на город, крайняя смена. По ГГС командир дает команду РП: - Всех подсаживай, полеты закрываем! Больше никому не взлетать. Понял? - Да! А тут мы со своей «посадочкой»! Ну и взлетели минут через10-15! Генерал на КДП с командиром разбираться с РП. - Кто взлетел? Кто разрешил? Не знаю, что он им отвечал, но уже было поздно. И тут пошел снег, причем не просто снег, а такими хлопьями, что через 10 минут все стало белым бело! Когда взлетели, нижний край уже был метров 120-130. Штурман сразу в «сапог» (тубус РПО), крутит, настраивает, ему главное бомбу «донести», а у меня начало закрадываться сомнение «прав ли я взлетев»? Такое ухудшение погоды прямо на глазах, ничего хорошего не сулит, тем более 25 декабря. Еще раньше статистика таких полетов, ни к чему хорошему не приводила. А тут вроде, как сам участвую. Нет, «мандража» не было: во-первых некогда, во-вторых была уверенность, что погода так быстро не портится (до полигона 10 минут, еще через 15 посадка). Штурман сразу выдал рекомендации: - Саша! Крыло 60, скорость 1000, разворот на боевой будем выполнять через минуту после прохода ИПМ, боевой курс коротенький, только крен держи больше, чтоб не проскочили. Нет проблем. Отбомбились. И почти сразу же на канале полигона РБЗ дает курс ко второму развороту. Заходить будем не по схеме, а как быстрей. Полигон рядом с аэродромом, пока гасили скорость, снижались до 600 метров (успели как положено набрать 2000 после сброса). Группа руководства спешила «быстрей» посадить, да и было от чего. Уже при разговоре с генералом пошел снег такой силы, что через 10 минут все скрылось под снегом. Я в воздухе это не прочувствовал, а РП видимо и сам, честно говоря, был не рад, что пошел на эту авантюру. А мы летим. Режим постоянно меняется, заходим «из-за угла». Понимаю, что рановато выходим на посадочный при такой погоде, нет времени исправить возможную ошибку при заходе, если таковая появится. Вернее время есть всегда, но лучше иметь что-нибудь про запас. РБЗ конечно «погорячился» и я, выполняя его команды, вышел на «посадочный» на удалении 10 -11км. Вышли нормально, в пределах нормы, но то ли запаздывание включения «курса и глиссады», то ли еще что, приводило к тому, что «директора» постоянно выключались и сама «глиссада»- то включится, то выключится. Шасси, «механизацию» еще раньше в развороте выпустил на снижении. только обороты успевай прибирать. К своему удивлению, на посадочный, при таком заходе вышел и вошел в глиссаду почти хорошо. Ошибку исправил, планки курса и глиссады и «директора» в центре. Но еще в развороте пару раз выключилось САУ, успевал включать и нажимать «маршрут». Палыч сидит, спокойно уткнувшись в тубус РПО, «ищет» полосу, «привязки» делает. Я, так вроде спокойно, намекаю - смотри за САУ и включай когда выбивает. Но вижу, бросил взгляд на приборы и дальше в «сапог». Приходится самому ковыряться, а самое главное и времени говорить уже нет. Приловчился и быстренько еще пару раз уже на глиссаде повторил то же самое (ну скажу неудобно честно слово!) А штурман уже что-то уже «мурлыкать» начал бросил фразу: - Нормально идем! Причем все это с такой интонацией, как будто мы идем по ЦЗТ к высотке. Устав постоянно включать САУ, «Демпфер», «маршрут», гавкнул (не время однако!): - Палец на САУ и не отпускай! Но Палыч наверно сглазил своим – нормально идем. После «дальнего» провалился под глиссаду, плюс чуть в сторону. РЗП бодрым голосом и все громче подсказывает: - Ниже, правее. Понимаю одним местом, что облака вот-вот должны закончиться и полосу увижу. Но пока таким образом «мечтал», ясное дело – пошел вниз. Облачность не кончается, РЗП начал намекать, что рано снижаюсь. В районе 100 метров начались разрывы и вот они огни начала полосы. Ну слава богу! Только что-то «высокая» глиссада, а «посадка» не унимается: – Ниже глиссады! Ниже глиссады! Да что он заладил ниже, ниже…, когда «выше»! И тут до меня дошло! Впереди «ближний» привод! Сразу вспомнилась катастрофа, кажется в Николаевке, летчик «сел» в районе БПРМ… Ручку на себя, обороты за 90%. Для начала «горизонт» и опять очутился в облаках. Слышу тихий голос по СПУ штурмана: - Нормально едем, только снижаться надо. Да тут и так все ясно. Прибираю обороты, снижаюсь, облака закончились где-то на 70-80м, редкий снег сыпет, прожектора горят, а полосы не видно. Вернее огни полосы светятся, правда, как-то тускло, все в снегу! А 20 минут назад аэродром совсем по-другому выглядел. Садимся мягко, чуть с перелетиком, Парашют, тормоза…Снега много! Освободили полосу, рулим. Палыч так спокойно говорит, как - будто на тренажере слетали: - Ну вот, Саня, ты в полку и год полетов закрыл! Сейчас в твою честь красную ракету дадут и класс подтвердил честно! » - Сейчас, кажется, мы получим по самые помидоры Палыч! То, что все хорошо закончилось и с первого захода - наверно повлияло и на решение генерала по отношению к «самовольству» РП. Уже наследующий день подошел к нему, сказал «спасибо». Он улыбнулся и говорит: - Спасибо, что сел нормально и сразу, иначе генерал бы меня сожрал. Мясо «по-чилийски» В Дебрецене летная столовая не отличалась особым кулинарными изысками. Было одно блюдо («второе») и называлось - «мясо по чилийски». Когда первый раз услышал, интересно стало, заказал. Нормально, вкусно, периодически его заказывали все летчики. Приехал один раз, видимо впервые, Член Военного Совета из Будапешта и замполит полка, естественно, его сопровождает. ЧВС важный такой дядька, генерал, ходил, интересовался успехами в «боевой», а в основном в «политической» подготовке. В тот день были полеты, все на аэродроме и замполит, естественно, стал «маршрут» строить ближе к столовой. Заходят в «командирский» зал заказали первое. Кушают. Официантки, что обслуживала обычно «аквариум», в тот момент не оказалось, заведующая, личность довольно интересная, сама не рискнула выйти, дабы не испортить аппетит начальства, поэтому и доверили «рядовой» из общего зала. Она была родом из Закарпатья, черненькая, высокая, возраст за 30 с хвостиком, и могла сказать, что угодно, несмотря на звание, но самый большой «прокол» за ней числился в том, что она умудрилась однажды на генерала опрокинуть поднос с борщом. Потом бросила поднос и гордо ушла не извинившись. Простили. Видимо проинструктированная до слез, заходит - заказывает «второе». В длинном перечислении блюд называет «мясо по-чилийски». Реакция ЧВС была просто неординарная - отказался от обеда, выпорол замполита по полной программе и обвинил его «в поддержке антинародного режима Пиночета», а также во всех других грехах! Не знаю, сколько это продолжалось и когда закончилось, но обед был испорчен и визит тоже. На следующий день, придя на обед, услышали (от этой же официантки) новое блюдо - «мясо по-львовски». Летчики оживились, стали расспрашивать, что это такое? На что в ответ официантка сказала: - «Да отстаньте вы - «мясо по–львовски» это «мясо по-чилийски» и не мудрите мне больше голову!»

s1: Дорогие, однополчане! Всех с наступающим Новым 2012 годом! Пусть он принесет радость, благополучие и счастье в Ваши семьи. Всем здоровья и удачи в Новом году.

Evgen.85: А еще дорогие однополчане , в Новом 2012г всем здоровья и удачи!!!!!! С НОВЫМ ГОДОМ !!!!!

ars: Желаю всем однополчанам, их женам, детям, внукам и правнукам всего наилучшего в Новом году! Ну, за Новый год!

ars: s 22.12.2011 :: 02:12:27 Привет всем! Осенью этого года, не без помощи однополчан, летчик 849 иап Виктор Давыдович Франк, освоил еще один тип самолета – ЯК-52. С чем его и поздравляем. Маленький репортаж от Вити Франка. «Аэродром в Подмосковье. Один день наземная подготовка, на другой - тренажи, на третий выполнил один ознакомительный полёт, нижний край был 400 метров. В последующие дни по два полёта, один из них - самостоятельно. В каждом полёте по 4 посадки, сам - тоже 4 посадки.»

ars: Andrew-130 --- 22.12.2011 :: 09:41:24 Мои поздравления! Кто-то с Як-52 начинает, а кто-то на нём продолжает свою лётную жизнь. Удачи в освоении!

ars: s 25.12.2011 :: 23:25:13 Привет всем! Интересный документ. На обломках СССР выстроен криминально-воровской общак 06.12.2011 ЗАЯВЛЕНИЕ Ивашова Леонида Григорьевича президента Академии геополитических проблем, доктора исторических наук, генерал-полковника Глубоко осмыслив обращение ряда общественных объединений и политических партий о самовыдвижении кандидатом на выборы президента РФ 4 марта 2012 г., я принял решение дать свое согласие на вышеуказанное предложение и 5 декабря 2011 г. передал соответствующее уведомление в ЦИК. При этом я руководствовался следующими соображениями: 1. Страна действительно движется опасным курсом, не изменив который, Россия не только деградирует в своем историческом развитии, но может исчезнуть как государство и как самобытная цивилизация. Любой здравомыслящий человек не может не признать, что наша страна терпит историческое поражение. Что и показывает динамика упадка всех жизненно-важных сфер российского общества. Властвующая «элита» за последние 20 лет не сформировала собственного геополитического проекта, в котором отражено видение мироустройства ХХ1 столетия, заявлены место и роль в нем российского государства, смысл и цель развития человечества. Нынешняя Россия превращена в объект иных геополитических проектов, обслуживает чужие интересы, что случилось впервые после ордынского нашествия. Нет у властно-олигархической системы и научно-обоснованной концепции внутреннего развития, модели будущего. Да и настоящего практически нет: национальные исторические традиции игнорируются, прежнее советское государство и общество разрушены, надежды народа на обновление государства не оправдались. На обломках СССР выстроен криминально-воровской общак. Создана страшная своей безысходностью ситуация для наших детей и внуков, для российской молодежи. Им неуютно в России, они не видят своего будущего, а славного прошлого, того чем живет старшее поколение, у них тоже нет: оно оболгано и извращено. Страна динамично деградирует, народ находится в состоянии депрессии, переходящей в отчаяние. Великие некогда культура, наука, образование, передовые технологии утрачиваются, распродаются другим государствам и транснациональным корпорациям, без права возвращения в Россию. Богатейшие природные ресурсы, сохранившиеся производства, огромный интеллектуальный потенциал, созданный в веках многими поколениями, фактически уже не принадлежат ни народу, ни государству. Поэтому, миллионы юношей и девушек стремятся покинуть Родину своих предков. Им не создано условий для яркого, творческого развития и реализации своих жизненных планов, раскрытия своего таланта. Российскую молодежь окружает сплошная несправедливость, жестокость, властный цинизм, политический и моральный разврат. И эти «качества» в своей полноте проявились в ходе прошедших выборов. 2. Властный, кланово-племенной класс, осуществляющий управление людьми и политическими процессами в России, в силу своей некомпетентности, подверженности внешнему воздействию, безнравственности и бесконтрольности, не способен предложить обществу системного проекта по возрождению страны, формированию достойного геополитического статуса в системе мировых цивилизаций. Народ под властью, пораженной эпидемией наживы, к глубокому сожалению, все более предстает в глазах мирового сообщества в качестве дикарей, уничтожающих собственное великое достояние и переходящих добровольно на низменный уровень существования. Недавно были оглашены данные ООН о качестве человеческого потенциала в различных странах, где Россия оказывается на 66 месте (рядом с Камеруном), скатившись за время правления Путина-Медведева на десятки позиций. Таковы же печальные тенденции и во всех других сферах российской реальности. Кроме, пожалуй, темпов «выращивания» долларовых миллиардеров: здесь мы впереди планеты всей. Поэтому, доверять вновь власть окончательно разложившемуся, бессовестному клану воров и лицемеров, опускающему Отечество в бездну небытия, означает: подписывать себе, государству и всему обществу смертный приговор. 3. Я и мои коллеги – ученые, аналитики, специалисты различных областей знаний, офицеры чести, вместе с тем видим огромный потенциал России. Это, во-первых, славное историческое наследие Отечества, освоенные предыдущими поколениями масштабные пространства, богатейшие в мире природные ресурсы, выгодное геополитическое и военно-стратегическое положение. Во-вторых, беспрецедентный опыт государственного и духовного единения почти двух сотен народов и народностей, строительства социально справедливого общества, освоения космоса и мирового океана, создание передовой науки, высоконравственной культуры, современнейших технологий. В-третьих, это человек высокого интеллекта, совести, святости, мужества и чести. Этот архетип сформировался в древности, выдержал испытания судьбы и времени, сохранил основные свои черты до нынешних времен. (К сожалению, он сегодня отстранен от решения судеб России). Судьбу страны вершат мелкие, жуликоватые, бесхребетные и безграмотные людишки. Разве это не полный идиотизм власти, когда на таких огромных просторах, при таком потенциале, у народов и поколений России, выдающихся творческих людей нет достойной работы, комфортной жизни, нет будущего? 4. Организации, предложившие мне баллотироваться в президенты России, граждане, поддерживающие такую позиции – это сплав неравнодушных к судьбе Отечества людей, зарекомендовавших себя многолетней борьбой против разграбления и разрушения российской державы. Это высокий интеллектуальный потенциал, способный предложить обществу теорию, концепцию и стратегию динамичного развития страны, организовать практическое воплощение общенародных планов и проектов, вернуть подлинную власть народу. Это люди чести, совести и долга. Я им верю, много лет с ними в одном строю и заверяю: мы до конца будем защищать вверенную нам великими предками Россию. Мы понимаем и всю ответственность нашего вызова нынешним «хозяевам» Кремля. Без боя свою фарисейскую власть над русским и другими народами они отдавать не намерены. Но и честный бой это не для них. Подлость, ложь, пустые обещания, подставные патриоты, подачки, провокации, репрессии и прочий грязный набор политтехноллогий – таков арсенал их оружия. Наш арсенал совершенно иной: совесть, справедливость, правда, бескорыстное служение Отечеству, чувство ответственности и долга. Наш потенциал – люди, в сложнейших условиях сохраняющие высокотехнологичные производства, научные школы, стерегущие духовные и культурные ценности, развивающие реальный сектор экономики, воспитывающие и берегущие детей. 5. В результате т.н. выборов в Госдуму сложилась потенциальная возможность изменить ситуацию в стране. Народ еще раз убедился в насильственном отстранении его от участия в судьбе страны, в праве своего выбора. Оппозиционные партии, если они действительно думают о стране, а не только о фракции в парламенте, совместно с многочисленными общественными объединениями, могли бы выдвинуть единого кандидата на будущих выборах президента РФ. Что мы предлагали ранее, и предлагаем сейчас. Это были бы самые свободные выборы за последние десятилетия, с большими шансами на народную победу. Мы готовы предложить для обсуждения научному и гражданскому сообществу, политическим партиям не голословные обещания, а обоснованные проекты вывода страны из системного кризиса, устранения внешнего управления, национальную идеологию, основанную на исторической традиции народов России, стратегию ее безопасности и ее будущего. Вместе с тем, мы ясно осознаем, что легких решений накопившихся проблем, не будет. Мы уверены, что можно достаточно быстро изменить в пользу национальных интересов внешнюю политику, создать более эффективную и открытую систему управления страной, принятия стратегически важных решений. После этого в среднесрочной перспективе будет воссоздан режим самообеспечения страны продовольствием, бытовыми товарами, упрощены деловые отношения государства и бизнеса, наведен элементарный порядок в стране, созданы условия для плодотворной деятельности и самореализация всех категорий граждан. Сложнее будет возрождать и развивать утраченные технологии, современное промышленное и сельскохозяйственное производство, науку, культуру и образование. Но, к счастью, сохранились профессионалы-подвижники, растет талантливая молодежь, а значит, есть уверенность в решении и этих задач. Если мы будем действовать все вместе в рамках единого стратегического проекта. Надеюсь на здравый смысл, ответственность, понимание нашего общего решения и поддержку всех совестливых людей России. Приглашаю к диалогу и сотрудничеству все политические и общественные силы, кому дорога наша любимая Родина. С уважением Л.Г. Ивашов, гражданин Великой России

ars: s 30.12.2011 :: 21:13:01 Дорогие однополчане! Всех с наступающим Новым 2012 годом! Пусть он принесет радость, благополучие и счастье в Ваши семьи. Всем здоровья и удачи в Новом году.

ars: s - 31.12.2011 :: 20:58:51 Поздравление от Толи Пастухова. Привет, Однополчане! Поздравляю Вас с НОВЫМ 2012 ГОДОМ! Годом дракона, а он то же пилот . Всех благ, счастья и здоровья Вам и родным. P.S. Спасибо за поздравления, славяне. Пастухов Анатолий

asroma: s 10.01.2012 :: 22:15:10 Привет всем! Интересная информация об авиации ПВО. Авиация ПВО на 1970 год: Центральное подчинение: 978-й отап (Клин) 67-я оаэ ДРЛО (Шауляй) в/ч 32457 Ту-126 148-й ЦБП и ПЛС авиации ПВО (Саваслейка) 592-й уиап (Клин) Су-15 594-й уиап (Саваслейка) в/ч ? Су-15, Як-28П 615-й уиап (Саваслейка) в/ч ? Миг-25 ?-я отаэ (Саваслейка) 18-й ЦБП авиации ПВО (Красноводск) в/ч 03149 116-й ЦБП авиации ПВО (Астрахань) в/ч 28025 234-й УЦБП ПВО (Приозерск, Сары-Шаган) в/ч 03866 В составе центра – 60-я сиад (Приозерск-6) в/ч ? 678-й гвардейский Забайкальский исап (Приозерск-6) в/ч 30101 Ту-16, Миг-21, Миг-17, Миг-19 679-й итап (Приозерск-6) в/ч 03085 Ан-2, Ан-8, Ан-12, Ми-4, Ми-6 Армавирское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков ПВО 627-й гвардейский Тернопольский ордена Кутузова уап (Сальяны) в/ч 32862 709-й уап (Майкоп) в/ч 55661 713-й уап (Армавир) в/ч ? 761-й Полоцкий орденов Суворова и Кутузова уап (Аджикабул) в/ч 53921 L-29 "Дельфин" Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО 208-й уап (Сальск) в/ч 41578 Су-9, Су-15, Миг-17 382-й уап (Ханкала, р-н Грозного) в/ч 22467 L-29 "Дельфин" 700-й уап (Тихорецк) в/ч ? Миг-17, Миг-15 762-й уап (Холодногорск, р-н Ставрополя) в/ч 31531 Даугавпилсское высшее авиационное инженерное училище ПВО Московский округ ПВО 436-й отап (Ступино-6) в/ч 13751 2-й корпус ПВО (Ржев) 23-й иап (Ржев) в/ч 74456 Су-9 28-й иап (Кричев) в/ч 35468 Су-9 28-й гвардеский Ленинградский ордена Кутузова иап (Андреаполь, ) в/ч 06843 Су-15 401-й иап (Смоленск) в/ч 54819 Миг-19 790-й ордена Кутузова иап (Хотилово) в/ч 21237 Су-11 3-й корпус ПВО (Ярославль) 415-й иап (Туношна, р-н Ярославля) в/ч 10223 Су-9 445-й иап имени Ленинского комсомола (Талаги, р-н Котласа) в/ч 06984 Ту-128 611-й иап (Дорохово, р-н Бежецка) в/ч 23246 Су-15 7-й корпус ПВО (Брянск) 191-й иап (Ефремов) в/ч ? Су-11 472-й иап (Орел) в/ч ? Миг-19 16-й корпус ПВО (Горький) 153-й иап (Моршанск) Су-15 786-й иап (Правдинск) в/ч 36648 Миг-19 Бакинский округ ПВО (штаб – Баку) 12-й корпус ПВО (Ростов на Дону) в/ч 42352 83-й гвардейский иап (Ростов на Дону) в/ч 53909 Миг-19 14-й корпус ПВО (Тбилиси) 359-я отаэ (Сандар, р-н Тбилиси) 166-й гвардейский краснознаменный иап (Марнеули, р-н Сандар) в/ч 10227 Миг-17 167-й гвардейский Староконстантиновский ордена Суворова иап (Копитнари,) в/ч 15570 Су-9 171-й Тульский краснознаменный иап (Бомбора, р-н Гудауты) в/ч 64371 Як-28П 15-й корпус ПВО (Аляты) 82-й иап (Насосная, р-н Сумгаиты) в/ч 40408 Як-28П 976-й Инстербургский орденов Суворова и Кутузова иап (Кюрдамир) в/ч 40426 Су-9 10-я краснознаменная дивизия ПВО (Волгоград) 562-й иап (Крымск) в/ч 15414 Миг-17 16-я гвардейская Ясская краснознаменная ордена Суворова дивизия ПВО (Красноводск) 179-й гвардейский Трансильванский ордена Суворова иап (Красноводск) в/ч 49727 Су-9 364-й иап (Небит-Даг) в/ч 22589 Миг-17 393-й гвардейский Барановичский краснознаменный ордена Суворова иап (Приволжский, р-н Астрахани) Су-11 2-я отдельная армия ПВО (штаб - Минск) ?-я отаэ (Мачулищи) в/ч 11154 11-й корпус ПВО (Барановичи) 61-й иап (Барановичи) в/ч 13654 Су-9 201-й иап (Мачулищи) в/ч 30181 Су-9 27-й корпус ПВО (Рига) 54-й гвардейский Керченский краснознаменный иап (Вайноде) в/ч 06931 Су-15 372-й иап (Лоцики,) в/ч 54894 Як-28П 2-я дивизия ПВО (Калиниград) 689-й гвардейский Сандомирский ордена Александра Невского иап имени трижды Героя Советского Союза Покрышкина (Нивенское) в/ч 21865 Миг-19 4-я отдельная армия ПВО (штаб – Свердловск) в/ч 10866 128-я отаэ (Кольцово,) в/ч ? (возможно 142-я отаэ) 19-й корпус ПВО (Челябинск) 412-й иап (Домбаровский) в/ч 64211 Су-9 763-й иап (Комсомольский) в/ч 40372 Як-28П 20-й корпус ПВО (Пермь) 54-я отаэ (Большое Савино,) 764-й иап (Большое Савино,) в/ч 31533 Миг-19 765-й иап (Салка, р-н Нижнего Тагила) в/ч 40374 Су-9 28-я дивизия ПВО (Куйбышев) 144-я отаэ (Кряж,) 681-й иап (Данилово,) в/ч 40365 Су-15 683-й иап (Бобровка,) в/ч 40367 Су-9 6-я отдельная армия ПВО (штаб – Ленинград) 54-й гвардейский корпус ПВО (Тайцы) 57-й гвардейский краснознаменный иап (Вещево) в/ч 40442 Су-9 177-й иап (Лодейное поле) в/ч 10232 Су-9 180-й гвардейский Волгоградский краснознаменный иап (Громово) в/ч 49719 Як-25 14-я дивизия ПВО (Таллин) в/ч 03115 425-й иап (Хаапсалу) в/ч ? Миг-19 655-й иап (Пярну) в/ч 40361 Як-28П 656-й иап (Тапа) в/ч 31522 Су-9 8-я отдельная армия ПВО (штаб – Киев) в/ч 25342 223-й отап (Жуляны, р-н Киева) 28-й корпус ПВО (Львов) 179-й Ярославский ордена Суворова иап (Стрый) в/ч 21815 Су-9 894-й иап (Озерное) в/ч 23257 Су-9 1-я дивизия ПВО (Севастополь) 62-й иап (Бельбек) Су-15 9-я дивизия ПВО (Донецк) 636-й иап (Краматорск) Миг-17 11-я дивизия ПВО (Днепропетровск) 16-я отаэ (Днепропетровск) 738-й иап (Мокрое, р-н Запорожья) Як-28П 933-й иап (Кайдаки, р-н Днепропетровска) Миг-19 19-я дивизия ПВО (Васильков) 146-й гвардейский иап (Васильков) 23234 Миг-19 21-я Воронежская ордена Отечественной войны дивизия ПВО (Одесса) 90-й иап (Червоноглинская, р-н Арциза) в/ч 55663 Су-15 136-й иап (Кировское) в/ч 49241 Су-9 10-я отдельная армия ПВО (штаб - Архангельск) 359-й отап (Васьково, р-н Архангельска) 21-й корпус ПВО (Североморск) 174-й гвардейский Печенгский краснознаменный иап имени дважды Героя Советского Союза Сафронова (Мончегорск) в/ч 49207 Як-28П 431-й иап (Африканда) Миг-19 941-й иап (Килп-Явр) 25189 Су-9 4-я дивизия ПВО (Новая земля) 317-й отао (Рогачево, Новая земля) 72-й гвардейский Полоцкий ордена Суворова иап (Амдерма) в/ч 42135 Ту-128 991-й иап (Рогачево, Новая земля) в/ч ? Миг-17 5-я дивизия ПВО (Петрозаводск) 265-й иап (Подужемье) в/ч 40483 Су-15 641-й гвардейский Виленский ордена Кутузова иап (Бесовец) в/ч 64262 Як-28П 23-я Гомельская краснознаменная ордена Суворова дивизия ПВО (Васьково) 125-я отаэ (Васьково, р-н Архангельска) 518-й Берлинский ордена Суворова иап (Талаги) в/ч 42192 Ту-128 524-й иап (Летнеозерск) в/ч 54829 Як-28П 11-я отдельная армия ПВО (штаб - Хабаровск) 8-й краснознаменный корпус ПВО (Комсомольск на Амуре) 41-й иап (Постовая, р-н Советской Гавани) в/ч 26870 Миг-17 60-й иап (дземги, р-н Комсомольска на Амуре) в/ч 45010 Су-15 302-й иап (Переяславка-2) в/ч 78610 Су-15 23-й корпус ПВО (Владивосток) 22-й гвардейский иап (Центральная угловая, р-н Артема) Су-9 и Як-25 47-й иап (Золотая долина,) Су-9 530-й иап (Чугуевка) в/ч 78660 Миг-17 821-й ордена Суворова иап (Спасск-Дальний) в/ч 21261 Як-28П 6-я дивизия ПВО (Петропавловск-Камчатский) 865-й иап (Елизово) в/ч 54899 Су-9 24-я дивизия ПВО (Сахалин) 328-я отаэ (Сокол, Сахалин) в/ч 68007 308-й иап (Буревестник, Итуруп)? Миг-17 528-й иап (Смирных, Сахалин) в/ч 10232 Як-28П 777-й иап (Сокол, Сахалин) в/ч 74420 Су-15 25-я дивизия ПВО (Угольные копи) 120-я отаэ (Угольные копи) в/ч ? (возможно 252-я отаэ) 529-й гвардейский иап (Угольные копи) в/ч 74545 Як-28П 29-я Амурская дивизия ПВО (Белогоск) 301-й иап (Калинка, 10-й участок) в/ч 65383 Су-9 12-я отдельная армия ПВО (штаб - Ташкент) 7-я дивизия ПВО (Алма-Ата) 9-й гвардейский Одесский краснознаменный ордена Суворова иап (Андижан) в/ч 21842 Су-15 737-й иап (Сары-Шаган)? Су-9 15-я дивизия ПВО (Самарканд) 735-й иап (Ханабад, Карши) в/ч 10329 Су-9 17-я дивизия ПВО (Мары) 152-й иап (Ак Тепе) в/ч ? Миг-19 156-й Эльбингский ордена Суворова иап (Мары-2) Як-28П и Су-9 14-я отдельная армия ПВО (штаб - Новосибирск) в/ч 71592 43-я отаэ (Толмачево, р-н Новосибирска) 20-я дивизия ПВО (Толмачево) 50-я отаэ (Братск) 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова иап (Канск) Миг-17 849-й иап (Купино) в/ч 35441 Су-9 26-я Мукденская дивизия ПВО (Иркутск) в/ч 71407 126-я отаэ (Белая) 22-й Халхингольский иап (Безречная) в/ч ? Миг-17 350-й иап (Белая) в/ч 65319 Ту-128 33-я дивизия ПВО (Семипалатинск) 64-й иап (Омск-северный) в/ч ? Ту-128 356-й иап (Жанасемей, Семипалатинск) в/ч ? Ту-128

asroma: s 11.01.2012 :: 09:17:31 Привет всем! Попался клип – взлет УТИ-МИГ-15 на предельном угле атаки и сваливание на крыло. Вот примерно так погиб в далеком уже 1973 году на таком же УТИ-МИГ-15 молодой летчик-инструктор с курсантом в Светлограде, мой однокашник – выпускник СВВАУЛШ -72, л-т Лобач В.Г. Только им не повезло – самолет после сваливания на крыло перевернулся. Экипаж – погиб…

asroma: s 11.01.2012 :: 11:38:14 На 1975 год количество полков не изменилось, только два полка сменили дислокацию (поменялись местами 641-й гв.иап и 991-й иап). Закончено перевооружение полков на Су-15 и Су-15ТМ, в части поступает Миг-25П (см. состав на 1975 год). По типам: Су-15 - 16 полков Су-15ТМ - 11 полков Су-11 - 3 полка Су-9 - 19 полков Миг-25П - 7 полков Миг-19 - 6 полков Миг-17 - 2 полка Як-28П - 12 полков Ту-128 – 5 полков Всего около 3200 перехватчиков Авиация ПВО на 1975 год (с учетом Ваших дополнений): Центральное подчинение: 978-й отап (Клин) в/ч ? 67-я оаэ ДРЛО (Шауляй) в/ч 32457 Ту-126 148-й ЦБП и ПЛС авиации ПВО (Саваслейка) в/ч ? 592-й уиап (Клин) в/ч ? Су-15 594-й уиап (Саваслейка) в/ч ? Су-15, Як-28П 615-й уиап (Саваслейка) в/ч ? Миг-25 ?-я отаэ (Саваслейка) в/ч ? 18-й ЦБП авиации ПВО (Красноводск) в/ч 03149 Неизвестно были ли авиационные части в составе центра? 116-й ЦБП авиации ПВО (Астрахань) в/ч 28025 Неизвестно были ли авиационные части в составе центра? 234-й УЦБП ПВО (Приозерск, Сары-Шаган) в/ч 03866 В составе центра – 60-я сиад (Приозерск-6) в/ч ? 678-й гвардейский Забайкальский исап (Приозерск-6) в/ч 30101 Ту-16, Миг-21, Миг-17, Миг-19, Ан-12ПП, Як-28ПП 679-й итап (Приозерск-6) в/ч 03085 Ан-2, Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ми-4, Ми-6, Ми-8 Армавирское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков ПВО в/ч ? 627-й гвардейский Тернопольский ордена Кутузова уап (Сальяны) в/ч 32862 L-29 "Дельфин" 709-й уап (Майкоп) в/ч 55661 713-й уап (Армавир) в/ч ? 761-й Полоцкий орденов Суворова и Кутузова уап (Аджикабул) в/ч 53921 L-29 "Дельфин" Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО в/ч ? 208-й уап (Сальск) в/ч 41578 Су-9, Су-15, Миг-17 382-й уап (Ханкала, р-н Грозного) в/ч 22467 L-29 "Дельфин" 700-й уап (Тихорецк) в/ч 28153 Миг-17, Миг-15 762-й уап (Холодногорск, р-н Ставрополя) в/ч 31531 Даугавпилсское высшее авиационное инженерное училище ПВО в/ч Неизвестно были ли авиационные части в составе училища? Московский округ ПВО (штаб – Москва) в/ч ? 436-й отап (Ступино-6) в/ч 13751 2-й корпус ПВО (Ржев) в/ч ? 171-я огаэ (Шайковка) в/ч 39810 Ту-16 23-й иап (Ржев) в/ч 74456 Су-9 28-й иап (Кричев) в/ч 35468 Су-9 28-й гвардеский Ленинградский ордена Кутузова иап (Андреаполь, р-н Твери) в/ч 06843 Су-15 401-й иап (Смоленск) в/ч 54819 Миг-19 790-й ордена Кутузова иап (Хотилово) в/ч 21237 Су-11 3-й корпус ПВО (Ярославль) в/ч ? 415-й иап (Туношна, р-н Ярославля) в/ч 10223 Су-9 445-й иап имени Ленинского комсомола (Котлас) в/ч 06984 Миг-25П 611-й иап (Дорохово, р-н Бежецка) в/ч 23246 Су-15 7-й корпус ПВО (Брянск) в/ч ? 191-й иап (Ефремов) в/ч ? Су-11 472-й иап (Орел) в/ч ? Миг-19 16-й корпус ПВО (Горький) в/ч ? 153-й иап (Моршанск) в/ч ? Су-15 786-й иап (Правдинск) в/ч 36648 Миг-25П Бакинский округ ПВО (штаб – Баку) в/ч ? ?-й отап (Кала, р-н Баку) в/ч 28001 Ан-8, Ан-2, Ил-14 12-й корпус ПВО (Ростов на Дону) в/ч 42352 83-й гвардейский иап (Ростов на Дону) в/ч 53909 Миг-25П 14-й корпус ПВО (Тбилиси) в/ч ? 359-я отаэ (Сандар, р-н Тбилиси) в/ч ? 166-й гвардейский краснознаменный иап (Марнеули, р-н Сандар) в/ч 10227 Су-15 167-й гвардейский Староконстантиновский ордена Суворова иап (Копитнари, р-н Кутаиси) в/ч 15570 Су-9 171-й Тульский краснознаменный иап (Бомбора, р-н Гудауты) в/ч 64371 Су-15ТМ 15-й корпус ПВО (Аляты) в/ч ? 82-й иап (Насосная, р-н Сумгаиты) в/ч 40408 Як-28П 976-й Инстербургский орденов Суворова и Кутузова иап (Кюрдамир) в/ч 40426 Су-15 10-я краснознаменная дивизия ПВО (Волгоград) в/ч ? 562-й иап (Крымск) в/ч 15414 Як-28П 16-я гвардейская Ясская краснознаменная ордена Суворова дивизия ПВО (Красноводск) в/ч ? 179-й гвардейский Трансильванский ордена Суворова иап (Красноводск) в/ч 49727 Су-9 364-й иап (Небит-Даг) в/ч 22589 Су-15 393-й гвардейский Барановичский краснознаменный ордена Суворова иап (Приволжский, р-н Астрахани) в/ч ? Су-11 2-я отдельная армия ПВО (штаб - Минск) в/ч ? ?-я отаэ (Мачулищи) в/ч 11154 11-й корпус ПВО (Барановичи) в/ч ? 61-й иап (Барановичи) в/ч 13654 Миг-25П 201-й иап (Мачулищи) в/ч 30181 Су-9 27-й корпус ПВО (Рига) в/ч ? 54-й гвардейский Керченский краснознаменный иап (Вайноде) в/ч 06931 Су-15ТМ 372-й иап (Лоцики, р-н Даугавпилса) в/ч 54894 Як-28П 2-я дивизия ПВО (Калиниград) в/ч ? 689-й гвардейский Сандомирский ордена Александра Невского иап имени трижды Героя Советского Союза Покрышкина (Нивенское) в/ч 21865 Миг-19 4-я отдельная армия ПВО (штаб – Свердловск) в/ч 10866 128-я отаэ (Кольцово, р-н Свердловска) в/ч ? (возможно 142-я отаэ) 19-й корпус ПВО (Челябинск) в/ч ? 412-й иап (Домбаровский) в/ч 64211 Су-9 763-й иап (Комсомольский) в/ч 40372 Як-28П 20-й корпус ПВО (Пермь) в/ч ? 54-я отаэ (Большое Савино, р-н Перми) в/ч ? 764-й иап (Большое Савино, р-н Перми) в/ч 31533 Миг-25П 765-й иап (Салка, р-н Нижнего Тагила) в/ч 40374 Су-9 28-я дивизия ПВО (Куйбышев) в/ч ? 144-я отаэ (Кряж, р-н Куйбыщева) в/ч ? 681-й иап (Данилово, р-н Йошкар-Олы) в/ч 40365 Су-15 683-й иап (Бобровка, р-н Куйбышева) в/ч 40367 Су-9 6-я отдельная армия ПВО (штаб – Ленинград) в/ч ? Наверняка была транспортая эскадрилья или полк обеспечения штаба армии!? 54-й гвардейский корпус ПВО (Тайцы) в/ч ? 57-й гвардейский краснознаменный иап (Вещево) в/ч 40442 Су-15 177-й иап (Лодейное поле) в/ч 10232 Су-9 180-й гвардейский Волгоградский краснознаменный иап (Громово) в/ч 49719 Су-15ТМ 14-я дивизия ПВО (Таллин) в/ч 03115 425-й иап (Хаапсалу) в/ч ? Миг-19 655-й иап (Пярну) в/ч 40361 Як-28П 656-й иап (Тапа) в/ч 31522 Су-9 8-я отдельная армия ПВО (штаб – Киев) в/ч 25342 223-й отап (Жуляны, р-н Киева) в/ч ? 28-й корпус ПВО (Львов) в/ч ? 179-й Ярославский ордена Суворова иап (Стрый) в/ч 21815 Су-9 894-й иап (Озерное) в/ч 23257 Су-9 1-я дивизия ПВО (Севастополь) в/ч ? 62-й иап (Бельбек) в/ч ? Су-15 9-я дивизия ПВО (Донецк) в/ч ? 636-й иап (Краматорск) в/ч ? Су-15ТМ 11-я дивизия ПВО (Днепропетровск) в/ч ? 16-я отаэ (Днепропетровск) в/ч ? 738-й иап (Мокрое, р-н Запорожья) в/ч ? Як-28П 933-й иап (Кайдаки, р-н Днепропетровска) в/ч ? Миг-19 19-я дивизия ПВО (Васильков) в/ч ? 146-й гвардейский иап (Васильков) в/ч 23234 Миг-25П 21-я Воронежская ордена Отечественной войны дивизия ПВО (Одесса) в/ч ? 90-й иап (Червоноглинская, р-н Арциза) в/ч 55663 Су-15 136-й иап (Кировское) в/ч 49241 Су-9 10-я отдельная армия ПВО (штаб - Архангельск) в/ч ? 359-й отап (Васьково, р-н Архангельска) в/ч ? 21-й корпус ПВО (Североморск) в/ч ? 174-й гвардейский Печенгский краснознаменный иап имени дважды Героя Советского Союза Сафронова (Мончегорск) в/ч 49207 Як-28П 431-й иап (Африканда) в/ч ? Су-15ТМ 941-й иап (Килп-Явр) в/ч 25189 Су-15ТМ 4-я дивизия ПВО (Новая земля) в/ч ? 317-й отао (Рогачево, Новая земля) в/ч ? 72-й гвардейский Полоцкий ордена Суворова иап (Амдерма) в/ч 42135 Ту-128 641-й гвардейский Виленский ордена Кутузова иап (Рогачево, Новая земля) в/ч 64262 Як-28П 5-я дивизия ПВО (Петрозаводск) в/ч ? 265-й иап (Подужемье) в/ч 40483 Су-15ТМ 991-й иап (Бесовец) в/ч ? Су-15ТМ 23-я Гомельская краснознаменная ордена Суворова дивизия ПВО (Васьково) в/ч ? 125-я отаэ (Васьково, р-н Архангельска) в/ч ? 518-й Берлинский ордена Суворова иап (Талаги) в/ч 42192 Ту-128 524-й иап (Летнеозерск) в/ч 54829 Як-28П 11-я отдельная армия ПВО (штаб - Хабаровск) в/ч ? 8-й краснознаменный корпус ПВО (Комсомольск на Амуре) в/ч ? 41-й иап (Постовая, р-н Советской Гавани) в/ч 26870 Миг-17 60-й иап (дземги, р-н Комсомольска на Амуре) в/ч 45010 Су-15 302-й иап (Переяславка-2) в/ч 78610 Су-15 23-й корпус ПВО (Владивосток) в/ч ? 22-й гвардейский иап (Центральная угловая, р-н Артема) в/ч ? Су-9 и Як-25 47-й иап (Золотая долина, р-н Находки) в/ч ? Су-15ТМ 530-й иап (Чугуевка) в/ч 78660 Миг-25П 821-й ордена Суворова иап (Спасск-Дальний) в/ч 21261 Як-28П 6-я дивизия ПВО (Петропавловск-Камчатский) в/ч ? 865-й иап (Елизово) в/ч 54899 Су-15ТМ 24-я дивизия ПВО (Сахалин) в/ч ? 328-я отаэ (Сокол, Сахалин) в/ч 68007 308-й иап (Буревестник, Итуруп) в/ч ? Миг-17 528-й иап (Смирных, Сахалин) в/ч 10232 Як-28П 777-й иап (Сокол, Сахалин) в/ч 74420 Су-15 25-я дивизия ПВО (Угольные копи) в/ч ? 120-я отаэ (Угольные копи) в/ч ? (возможно 252-я отаэ) 529-й гвардейский иап (Угольные копи) в/ч 74545 Як-28П 29-я Амурская дивизия ПВО (Белогоск) в/ч ? 301-й иап (Калинка, 10-й участок) в/ч 65383 Су-9 12-я отдельная армия ПВО (штаб - Ташкент) в/ч ? 7-я дивизия ПВО (Алма-Ата) в/ч ? 9-й гвардейский Одесский краснознаменный ордена Суворова иап (Андижан) в/ч 21842 Су-15 737-й иап (Сары-Шаган) в/ч ? Су-9 15-я дивизия ПВО (Самарканд) в/ч ? 735-й иап (Ханабад, Карши) в/ч 10329 Су-9 17-я дивизия ПВО (Мары) в/ч ? 152-й иап (Ак Тепе) в/ч ? Миг-19 156-й Эльбингский ордена Суворова иап (Мары-2) в/ч ? Су-15 14-я отдельная армия ПВО (штаб - Новосибирск) в/ч 71592 43-я отаэ (Толмачево, р-н Новосибирска) в/ч ? 20-я дивизия ПВО (Толмачево) в/ч ? 50-я отаэ (Братск) в/ч ? 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова иап (Канск) в/ч ? Су-15ТМ 849-й иап (Купино) в/ч 35441 Су-9 26-я Мукденская дивизия ПВО (Иркутск) в/ч 71407 126-я отаэ (Белая) в/ч ? 22-й Халхингольский иап (Безречная) в/ч ? Су-15 350-й иап (Белая) в/ч 65319 Ту-128 33-я дивизия ПВО (Семипалатинск) в/ч ? 64-й иап (Омск-северный) в/ч ? Ту-128 356-й иап (Жанасемей, Семипалатинск) в/ч ? Ту-128



полная версия страницы